АРП изо 5-8 класс(ЗПР)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 46
__________/Л.В.Кондрашкина/

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗО»
Основное общее образование
5-8 классы

Составители: Степанова Лариса Ивановна
Срок освоения программы – 4 года

2020
Екатеринбург

1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного
общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально
в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности,
несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения,
бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции. Важнейшими
задачами курса математики для обучающихся с ЗПР является:
-развивать логическое мышление и речь обучающихся;
-формировать у обучающихся навыки умственного труда – планирование работы,
поиск рациональных путей её выполнения, осуществление контроля и самоконтроля;
-уметь грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснять их и
использовать в практической деятельности;
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития, с трудом усваивают
программу по математике в классах средней ступени. Поэтому, в программу внесены
некоторые изменения:
-увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью
обучающихся;
-исключены трудные доказательства;
-теоретический материал преподносится в процессе решения задач, упражнений и
выполнения заданий наглядно-практического характера.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий .
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся в классе с нормотипичные, только один обучающийся имеет ЗПР
он испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных
программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования

и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с
образованием здоровых сверстников.
У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе, особые образовательные потребности
заключаются в:
-учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с
ЗПР при организации всего учебно- воспитательного процесса;
-учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности
и ответственности, трудностей эмоционального контроля) школьников с ЗПР при
организации всего учебно-воспитательного процесса;
- обеспечении специальной помощи подростку в осознании и преодолении
трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого
усилия;
-обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики
пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
-организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих
высокой степени сформированности абстрактно- логического мышления.
Цель программы: обеспечить совместное обучение и взаимодействие детей с ОВЗ
со сверстниками средствами алгебры и геометрии.
Цель реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС ООО обучающимися с ЗПР посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью
общего образования на всех ступенях школы. Содержание математического образования в
основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного
математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности
содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального
ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала,
обязательного для изучения в основной школе, а также дает примерное его распределение
между 5-6 и 7-9 классами.
1. 2.Основные направления коррекционной работы:
1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
2.Дозировать нагрузку.
3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы.
4.Формирование и развитие коммуникативных навыков.
5.Выбор индивидуального обучения.
6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности.
1.3. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
-наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
-поэтапное формирование умственных действий;
-опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
-безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса или предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного

стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
традиционных ценностей многонационального российского общества;
-формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
-высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией,
картиной;
-работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме,
инструкции; -отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять
недочеты и ошибки; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению.
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-определять последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с
иллюстрацией, картиной;
-учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -уметь самостоятельно
контролировать свое время и управлять им;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнеров.
-самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные:
-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов; -анализировать объекты с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
-находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных
условий.
-формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; -реализация проектно-исследовательской деятельности.
-создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя или самостоятельно;
-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине,
иллюстрации, схеме; -выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в
устной форме;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов; -выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-оформлять свою мысль посредством рисунка;
-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; -работать в группе - устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; -учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-доносить свою позицию до других, уметь убеждать;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество, определять цели и функции
участников, способы взаимодействия;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации. Предметные результаты
-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культур;
-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства;
-формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
5 класс
Ученик научится:
понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства,
знать несколько народных художественных промыслов
России;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора.
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях
народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Ученик получит возможность научиться:
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т.п.) создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
анализировать средства выразительности, используемые мастерами народного
декоративно прикладного искусства и современного декоративного искусства. 6 класс
Ученик научится:

понимать значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и
жизни человека;
понимать изобразительное искусство во все времена и иметь представления о
многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь
представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории
искусства;
определять выдающихся художников и произведений искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - особенности
творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов,
мастеров портрета и натюрморта;
применять основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
владеть различными художественных материалами, художественными
техниками и их значением в создании художественного образа.
Ученик получит возможность научиться:
-анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
анализировать средства выразительности, используемые художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и
видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
создавать творческие композиционные работы вразныхматериалах с натуры,
по памяти и по воображению; 7 класс
Ученик научится:
-анализировать произведения архитектуры и дизайна: определять место
конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику:
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства,
единство функционального и художественно-образного начала их социальную роль:
определять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,
тенденции современного конструктивного искусства:
научится
конструировать
объемно-пространственные
композиции,
моделировать архитектурно-дизайнерские объекты, использовать в макетных и графических
композициях ритм, линию, объем, статику и динамику тектоники и фактур:
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами, а так- же использовать разнообразные художественные материалы.
Ученик получит возможность научиться:
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;
-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX
века и определять памятники монументальной скульптуры, узнавать основные
художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;осознавать главные темы искусства и,
обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы;

применять творческий опыт разработки художественного проектасоздания
композиции на определенную тему;создавать с натуры и по воображению архитектурные
образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;получать
представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев
мира;использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX
века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О.
Шехтель. А. Гауди; 8 класс
Ученик научится:
-понимать основы сценографии как вида художественного творчества;понимать роль
костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
-различать особенности художественной фотографии;различать выразительные
средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
-понимать изобразительную природу экранных искусств;различать понятия: игровой и
документальный фильм;
-называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский.
С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
-использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;
-смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского
искусства фильмы мастеров кино.
усвоит принципы построения изображения и пространственно-временного
развития и построения видеоряда (раскадровка).
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного
образа;понимать основы искусства телевидения;
видеть различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения
по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;применять
первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению
кадра;использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и
операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
3. Содержание учебного предмета.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч) Древние корни народного
искусства (9 часов).
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве (7 часов).
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор - человек, общество, время (10 часов).
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (9 часов).
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер.
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9 часов) Изобразительное
искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (7часов) Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека» (35 часов)
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,
который создает человек
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры
(9 часов)
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или
«Внесём порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе.Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. В
мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов) Объект и
пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое.Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов)
Город сквозь времена и страны.Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
(7 часов) Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя
дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.

Мода, культура и ты.Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь мир.
8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (35 часа)
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (9 часов)
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного
творчества.
Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, илиМагическое «если бы».
Привет от Карабаса_Барабаса!Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и
технологий.(8 часов) Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое
изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и
выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факти его компьютерная
трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?(11 часов)
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма имонтаж. Пространство и время
в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчествов игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках».
Воплощение замысла. Чудо движения:
увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа.Искусство анимации или когдахудожник больше, чем
художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов)
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до
телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современныеформы экранного языка. В
царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)
№ п/п

Название
тема урока

раздела, Элементы
содержания

5 класс

Количеств Количеств
о часов на о
тему
контрольн
ых работ

Учебная
неделя

8

1-8
неделя

ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО В
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1 четверть

1.

«ДРЕВНИЕ КОРНИ
НАРОДНОГО
ИСКУССТВА»
Древние образы в
народном искусстве.
Символика цвета и
формы.

2.

Декор русской избы.

Традиционные
1
образы народного
прикладного
искусства.
Солярные знаки,
конь, птица, матьземля,
древо
жизни
как
выражение
мифопоэтических
представлений
человека о жизни
природы, о мире,
как обозначение
жизненно
важных
для
человека
смыслов.
Дом
–
мир, 1
обжитой
человеком, образ
освоенного
пространства.
Дом,
как
микрокосмос.
Избы севера и
средней полосы
России,
Татарстана.
Единство
конструкции
и
декора
в
традиционном
русском,
татарском
жилище.

1

1 неделя

2 неделя

3.

Внутренний
русской избы.

мир Деревенский
1
мудро
устроенный быт.
Устройство
внутреннего
пространства
крестьянского
дома,
его
символика
(потолок-небо,
полземля,
подполподземный мир,
окна- очи, свет).
Жизненно
важные центры в
крестьянском
доме:
печь,
красный
угол,
коник,
полати.
Круг

4.

Конструкция, декор
предметов
народного быта и
труда.

5.

Конструкция, декор
предметов
народного быта и
труда.

6.

Образы и мотивы в
орнаментах русской
народной вышивки.

7.

Современное
повседневное

предметов быта и
труда
(ткацкий
станок,
прялка,
люлька, светец, и
т.п.).
Русская прялка,
деревянная резная
и
расписная
посуда, предметы
труда. Единство
пользы и красоты,
конструкции
и
декора.
Русская прялка,
деревянная резная
и
расписная
посуда, предметы
труда. Единство
пользы и красоты,
конструкции
и
декора.
Крестьянская
и
татарская
вышивка
–
хранительница
древнейших
образов
и
мотивов,
условность языка
орнамента,
его
символическое
значение
Польза, красота,
практичность

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

8.

декоративное
предметов быта.
искусство. Что такое Понятие дизайна.
дизайн?
«Древние
корни Итоговая работа 1
народного
искусства»
2 четверть.
«СВЯЗЬ ВРЕМЕН В
НАРОДНОМ
ИСКУССТВЕ»

8

1

8 неделя

1

1-8
неделя

9

Древние образы в Магическая роль 1
современных
глиняной
народных игрушках. игрушки
в
глубокой
древности.
Традиционные
древние образы в
современных
народных
игрушках.
Особенности
пластической
формы, росписи
глиняных
игрушек,
принадлежащих к
различным
художественным
промыслам.

1 неделя

10

Лепка и роспись Единство формы 1
собственной модели и
декора.
игрушки.
Особенности
цветового строя,
основные
декоративные
элементы росписи
игрушек.
Народные
Традиционные
1
промыслы.
Их народные
истоки
и промыслы
современное
русского
и
развитие.
татарского
народов–
гордость
и
достояние
национальной
отечественной
культуры.
Промыслы
как
искусство
художественного
сувенира.

2 неделя

11

3 неделя

12

13

14

15

Синие цветы Гжели. Краткие сведения
из
истории
развития
гжельской
керамики.
Значение
промысла
для
отечественной
народной
культуры.
Природные
мотивы
в
изделиях
гжельских
мастеров.
Жостовские букеты. Краткие сведения
из
истории
развития жостова.
Значение
промысла
для
отечественной
народной
культуры.
Природные
мотивы
в
изделиях
жостовских
мастеров.
Хохлома.
Краткие сведения
из
истории
развития
хохломы.
Значение
промысла
для
отечественной
народной
культуры.
Природные
мотивы
в
изделиях
хохломских
мастеров.
Истоки
Городца. Краткие сведения
Роспись
из
истории
разделочных досок. развития городца.
Значение
промысла
для
отечественной
народной
культуры.
Природные
мотивы в
изделиях
городецких
мастеров.

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

16

17

Связь
времен
в Итоговая работа
народном искусстве
3 четверть.

«ДЕКОР
–
10
ЧЕЛОВЕК,
ОБЩЕСТВО,
ВРЕМЯ»
Роль декоративного Украшения
в 1
искусства в эпоху жизни
древних
Древнего Египта.
обществ.
Символы
и
образы.

18

Орнамент,
цвет,
знаки –символы в
декоративном
искусстве Древнего
Египта.
Маска
фараона
Тутанхамона,
саркофаг.

19

Декоративное
искусство Древней
Греции.
Костюм
эпохи
Древней
Греции.

20

1

Подчеркивание
власти,
могущества,
знатности
египетских
фараонов
с
помощью
декоративного
искусства.
Символика
1
элементов декора
в произведениях
Древнего Египта,
их
связь
с
мировоззрением
египтян
(изображение
лотоса, жукаскарабея,
священной кобры,
ладьи вечности,
глаза-уаджета и
др.).

Символика
1
элементов декора
в произведениях
Древней Греции,
их
связь
с
мировоззрением
греков.
Легенды и мифы Символика
1
Древней Греции.
элементов декора
в произведениях
Древней Греции,
их
связь
с
мировоззрением
греков.

1

8 неделя

1

1-10
неделя
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

21

22

Греческая керамика. Символика
1
Живопись на вазах. элементов декора
в произведениях
Древней Греции,
их
связь
с
мировоззрением
греков.

5 неделя

Сюжеты
росписи
на
древнегреческих
вазах
Одежда говорит о Одежда, костюм 1
человеке.
не только служат
практическим
целям, но и

23

Коллективная
творческая
композиция
«Бал во дворце»

24

Коллективная
творческая
композиция
«Бал во дворце»

являются особым
знакомзнаком
положения
человека в
обществе и его
роли в обществе.
Средневековая
одежда.
Одежда, костюм 1
не только служат
практическим
целям,
но
и
являются особым
знакомзнаком
положения
человека в
обществе и его
роли в обществе.
Средневековая
одежда.
Одежда, костюм 1
не только служат
практическим
целям,
но
и
являются особым
знакомзнаком
положения
человека в
обществе и его
роли в обществе.
Средневековая
одежда.

6 неделя

7
неделя

1

8
неделя

25

О
чем
рассказывают
гербы. Что такое
эмблемы,
зачем
они нужны людям.

26

Декор-человек,
общество, время
4 четверть

Декоративность,
1
орнаментальность,
изобразительная
условность
искусства
геральдики.
Первые
гербы
Средних
веков.
Роль геральдики в
жизни рыцарского
общества.
Фамильный герб
как
знак
достоинства его
владельца, символ
чести рода. Виды
гербов.
Герб
Татарстана. Гербы
городов
Татарстана. Герб
города Казань.
Обобщающий
1
урок

8
ДЕКОРАТИВНОЕ
ИСКУССТВО
В
СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ
27

Народная
праздничная
одежда.

Народный (татарский)
1
праздничный костюм –
целостный
художественный образ.
Северорусский комплекс
(в основе сарафан) и
Южнорусский (в основе
панева)
комплекс
женской одежды. Рубаха
– основа мужской и
женской
костюмов.
Разнообразие форм и
украшений
народного
праздничного костюма в
различных
регионах
России.
Защитная
функция декоративных
элементов крестьянского
костюма.
Символика
цвета
в
народной(татарской)
одежде.

9
неделя

10
неделя

1

1-7
неделя

1 неделя

Изготовление
Форма и декор женских
куклы
– головных
уборов.
берегини
в Последовательность
русском
изготовления
куклынародном
берегини.
костюме.
Вышивка в народном
костюме.
29
Эскиз русского Создание
эскизов
народного
народного праздничного
костюма.
костюма
30
Эскиз русского Создание
эскизов
народного
народного праздничного
костюма.
костюма
31
Праздничные
Народные традиции и
народные
праздники. Изготовление
гулянья.
панно
Масленица.
Коллективная
работа.
32
Современное
Многообразие
выставочное
материалов и техник
искусство.
современного
декоративноприкладного
искусства
(художественная
керамика,
стекло,
металл, гобелен, роспись
по ткани, моделирование
одежды).
33
Человек и мода. Выполнение творческих
работ
в
различных
материалах и техниках.
34
Резервный урок
Итого:
34
28

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)
№ п/п

Название раздела, Элементы
тема урока
содержания

Количеств о Количеств
часов
на о
тему
контрольн
ых работ

Учебная
неделя

Виды
изобразительного
искусства и основы
образного языка

8

1-8
неделя

Изобразительное
искусство.
Семья
пространственных
искусств.
Художественные
материалы

Беседа об искусстве 1
и его видах.
Пластические
или
пространственные
виды искусства и их
деление
на
три
группы:
изобразительные,
конструктивные
и

6 класс
1 четверть

9.

1

1 неделя

декоративные.
Художественные
материалы и их
выразительность в
изобразительном
искусстве.

10.

11.

12.

Рисунок — основа Рисунок
основа 1
изобразительного мастерства
творчества
художника.
Творческие задачи
рисунка.
Виды
рисунка.
Подготовительный
рисунок как этап в
работе
над
произведением
любого
вида
пластических
искусств.
Зарисовка. Набросок
с натуры.
Учебный рисунок.
Линия
и
ее Выразительные
1
выразительные
свойства
линии,
возможности. Ритм виды и характер
линий
линии. Условность и
образность
линейного
изображения.
Ритм
линий,
ритмическая
организация листа.
Роль
ритма
в
создании
образа.
Линейные
графические
рисунки известных
художников.

2 неделя

Пятно как средство Пятно
в 1
выражения. Ритм изобразительном
пятен.
искусстве.
Роль
пятна в изображении
и его выразительные
возможности.
Понятие
силуэта.
Тон и тональные
отношения: темное
светлое.
Тональная
шкала.
Композиция листа.

4
неделя

3 неделя

Ритм
пятен.
Доминирующее
пятно.

13.

14.

15.

16.

Цвет.
Основы Основные
и 1
цветоведения
составные
цвета.
Дополнительные
цвета.
Цветовой
круг.
Теплые
и
холодные
цвета,
Цветовой контраст.
Насыщенность цвета
и его светлота.
Цвет
в Понятия «локальный 1
произведениях
цвет»,
«тон»,
живописи
«колорит»,
«гармония цвета».
Цветовые
отношения. Живое
смешение
красок.
Взаимодействие
цветовых пятен и
цветовая
композиция.
Фактура в живописи.
Выразительность
мазка.
Объемные
Выразительные
1
изображения
в возможности
скульптуре
объемного
изображения. Связь
объема
с
окружающим
пространством
и
освещением,
Художественные
материалы
в
скульптуре: глина,
камень, металл,
дерево и др.— и их
выразительные
свойства.
Основы
языка
изображения

Беседа.
1
(тест)
Обобщение
материала
темы:
виды
изобразительного
искусства,
художественные
материалы и их
выразительные
возможности

5
неделя

6
неделя

7
неделя

1

8
неделя

,

художественное
творчество
и

художественное
восприятие,
зрительские умения.
2 четверть.
МИР
НАШИХ
ВЕЩЕЙ.
НАТЮРМОРТ
9

10

11

Реальность
фантазия
творчестве
художника

и Беседа.
Во
все
в времена
человек
создавал
изображения
окружающего
его
мира. Изображение
как
познание
окружающего мира и
отношение к нему
человека. Условность
и правдоподобие в
изобразительном
искусстве.
Изображение
Многообразие форм
предметного мира изображения
мира
— натюрморт
вещей в истории
искусства. О чем
рассказывают
изображения вещей.
Появление
жанра
натюрморта.
Натюрморт в истории
искусства.
Натюрморт
в
живописи, графике,
скульптуре.
Понятие
формы. Многообразие форм в
Многообразие форм мире.
Понятие
окружающего мира формы.
Линейные,
плоскостные
и
объемные
формы.
Плоские
геометрические тела,
которые
можно
увидеть в основе
всего многообразия
форм.
Формы
простые и сложные.

8

1

1-8
неделя

1

1
неделя

1

2
неделя

1

3
неделя

12

Изображение
объема
плоскости
линейная
перспектива
13

14

15

Плоскость и объем.
Изображение
как
окно в мир. Когда и
почему
возникли
задачи
объемного
изображения?
Перспектива
как
на способ изображения
и на
плоскости
предметов
в
пространстве.

Освещение. Свет и Освещение
как 1
тень.
средство выявления
объема
предмета.
Источник
освещения. Понятия
«свет»,
«блик»,
«полутень»,
«собственная тень»,
«рефлекс»,
«падающая тень».
Богатство
выразительных
возможностей
освещения
в
графике и живописи.
Натюрморт
в Графическое
1
графике.
изображение
натюрмортов.
Композиция
и
образный строй в
натюрморте: ритм
пятен, пропорций,
движение и покой,
случайность
и
порядок. Натюрморт
как
выражение
художником своих
переживаний
и
представлений
об
окружающем
его
мире.
Цвет
в Цвет в живописи и 1
натюрморте.
богатство
его
выразительных
возможностей.
Собственный цвет
предмета
(локальный) и цвет в
живописи
(обусловленный).

1

4
неделя

5
неделя

6
неделя

7
неделя

16

Выразительные
возможности
натюрморта
(обобщение темы)

Итоговая
беседа. 1
Предметный мир в
изобразительном
искусстве.
Выражение
в
натюрморте
переживаний
и
мыслей художника,
его представлений и
представлений
людей его эпохи об
окружающем мире и
о самих себе

1

8
неделя

1

1-10
неделя

3 четверть.

17

18

19

ВГЛЯДЫВАЯСЬ
10
В
ЧЕЛОВЕКА.
ПОРТРЕТ
Образ человека — Изображение
1
главная
тема человека в искусстве
искусства
разных
эпох.
История
возникновения
портрета. Портрет
как
образ
определенного
реального человека.
Портрет в искусстве
древнего
Рима,
эпохи Возрождения
и в искусстве Нового
времени.
Конструкция
Закономерности в 1
головы человека и конструкции головы
ее пропорции
человека. Большая
цельная
форма
головы и ее части.
Пропорции
лица
человека. Средняя
линия и симметрия
лица.
Изображение
Повороты и ракурсы 1
головы человека в головы.
пространстве
Соотношение
лицевой и черепной
частей
головы,
соотношение головы
и шеи. Большая
форма
и
детализация.
Шаровидность глаз
и
призматическая
форма носа.

1
неделя

2
неделя

3
неделя

20

Изображение
Закономерности
1
головы человека в конструкции
и
пространстве
бесконечность
индивидуальных
особенностей
и
физиономических
типов.

4
неделя

21

Портрет
скульптуре

в Человек основной 1
предмет
изображения
в
скульптуре.
Скульптурный
портрет в истории
искусства.
Выразительные
возможности
скульптуры.
Материал
скульптуры.
Характер человека и
образ
эпохи
в
скульптурном
портрете.

5
неделя

22

Графический
портретный
рисунок

Образ человека в 1
графическом
портрете. Рисунок
головы человека в
истории
изобразительного
искусства.

6
неделя

Индивидуальные
особенности,
характер,
настроение человека
в
графическом
портрете.

23

Сатирические
образы человека

Выразительные
средства
и
возможности
графического
изображения.
Расположение
на
листе.
Правда жизни и язык 1
искусства.
Художественное
преувеличение.
Отбор деталей и
обострение образа.
Сатирические
образы в искусстве.

7
неделя

Карикатура.
дружеский шарж.

24

Образные
возможности
освещения
портрете

Изменение образа 1
человека
при
в различном
освещении.
Постоянство формы
и
изменение
ее
восприятия.
Свет,
направленный
сбоку,
снизу,
рассеянный
свет,
изображение против
света, контрастность
освещения.

25

Роль
цвета
портрете

в Цветовое решение 1
образа в портрете.
Цвет и тон. Цвет и
освещение. Цвет как
выражение
настроения
и
характера
героя
портрета. Цвет и
живописная
фактура.

9
неделя

26

Великие
портретисты

Выражение
1
творческой
индивидуальности
художника
в
созданных
им
портретных образах.
Личность
художника и его
эпоха.
Личность
героя портрета и
творческая
интерпретация
ее
художником.

10
неделя

1

8
неделя

4 четверть

8
ЧЕЛОВЕК
И
ПРОСТРАНСТВО.
ПЕЙЗАЖ

1

1-8
неделя

27

28

29

30

Предмет
изображения
и
картина мира в
изобразительном
искусстве.
Изменения видения
мира в разные эпохи.
Жанры
в
изобразительном
искусстве. Портрет.
Натюрморт.
Пейзаж.
Тематическая
Жанры
в картина: бытовой в
изобразительном
исторический
искусстве
жанры.
Изображение
Беседа
о
видах
пространства
перспективы
в
изобразительном
искусстве.
Вид
перспективы
как
средство
выражения,
вызванное
определенными
задачами.
Отсутствие
изображения
пространства
в
искусстве Древнего
Египта,
связь
персонажей общим
действием
и
сюжетом
Правила
Перспектива учение
построения
о способах передачи
перспективы.
глубины
Воздушная
пространства.
перспектива
Плоскость картины.
Точка
зрения.
Горизонт
и
его
высота. Уменьшение
удаленных
предметов
—
перспективные
сокращения. Точка
схода.
Пейзаж
— Пейзаж
как
большой мир
самостоятельный
жанр в искусстве.
Превращение
пустоты
в
пространство.
Древний китайский
пейзаж. Эпический и
романтический
пейзаж
Европы.

1

1
неделя

1

2
неделя

1

3
неделя

1

4
неделя

31

32

Огромный
и
легендарный мир в
пейзаже.
Его
удаленность
от
зрителя.
Организация
перспективного
пространства
в
картине.
ПейзажПейзаж-настроение 1
настроение.
как
отклик
на
Природа
и переживания
художник.
художника.
Многообразие форм
и
красок
окружающего мира.
Изменчивость
состояний природы
в течение суток.
Пейзаж в русской История
1
живописи
формирования
образа природы в
русском искусстве.
Образы природы в
произведениях
А.Венецианова,
А.Саврасова,
И.Шишкина

33

Пейзаж в графике.

Графические
1
зарисовки
и
наброски пейзажей в
творчестве
известных
художников.
Многообразие
графических техник.

34

Городской пейзаж

Разные
образы 1
города в истории
искусства
и
в
российском
искусстве ХХ века.
Работа
над
графической
композицией
«Городской
пейзаж».
Желательны
предварительные
наброски с натуры.
Возможен вариант
коллективной
работы
путем
создания
аппликации
из

5
неделя

6
неделя

7
неделя

1

8
неделя

отдельных
изображений (общая
композиция после
предварительного
эскиза).

Итого:

34

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)
№ п/п

Название раздела, Элементы содержания
тема урока 7 класс

Количеств о Количеств
часов
на о
тему
контрольн
ых работ

Учебная
неделя

9

1-9
неделя

1 четверть

17.

Архитектура
и
дизайн
–
конструктивные
искусства в ряду
пространственных
искусств.
Мир,
который создал
человек.
Художник
–
дизайн
архитектура.
Искусство
композиции
основа дизайна и
архитектуры
Основы
композиции и в
конструктивных
искусствах
Гармония,
контраст
и
выразительность
плоскостной
композиции.

Мир, который создает 1
человек.
Конструктивные
искусства – архитектура
и
дизайн.
Основа
архитектуры и дизайна.
Семья
пространственных
искусств.

1

1 неделя

18.

Прямые линии и
Решение с помощью 1
организация
простейших
пространства.
композиционных
элементов
художественноэмоциональных задач.
Ритм
и
движение,
разреженность
и
сгущенность. Прямые
линии:
соединение
элементов композиции и
членение
плоскости.
Образнохудожественная
осмысленность
простейших
плоскостных
композиций.
Монтажность
соединений элементов,
порождающая
новый
образ.

2 неделя

19.

Цвет - элемент
Функциональные
1
композиционного задачи
цвета
в
творчества.
конструктивных
искусствах.
Применение локального
цвета.
Сближенность цветов и
контраст.
Цветовой
акцент, ритм цветовых
форм, доминанта.

3 неделя

20.

Свободные
формы: линии и
пятна.

4
неделя

Выразительность
линии
и
пятна,
интонационность
и
многоплановость.
Свойства свободных
форм – неожиданные
цветовые сочетания,
декоративность пятен
и
графическая
прихотливость линий.
Свободная
линия,
цветовой или тоновый
мазок.
Абстрактная
композиция. Её смысл
и
образная
выразительность.

1

21.

Буква - строка текст. Искусство
шрифта.

22.

Когда текст
изображение
вместе.

23.

Композиционные
основы
макетирования в
графическом
дизайне.

24.

и

Буква
как
изобразительносмысловой
символ
звука.
Буква
и
искусство
шрифта,
«архитектура»
шрифта, шрифтовые
гарнитуры. Шрифт и
содержание
текста.
Понимание печатного
слова, типографской
строки как элементов
плоскостной
композиции
Синтез слова и
изображения
в
искусстве
плаката,
монтажность
их
соединения, образноинформационная
цельность.
Стилистика
изображения
и
способы
их
композиционного
расположения
в
пространстве плаката
и
поздравительной
открытки.

1

5
неделя

1

6
неделя

Мир, который создает
человек.
Конструктивные
искусства
–
архитектура и дизайн.
Основа архитектуры и
дизайна.
Семья
пространственных
искусств

1

7
неделя

В бескрайнем мире
Многообразие 1
книг и журналов.
видов
Многообразие форм полиграфического
графического дизайна. дизайна: от визитки
до
книги.
Соединение текста
и
изображения.
Элементы,
составляющие
конструкцию
и
художественное
оформление книги,
журнала.
Коллажная
композиция:
образность
и
технология.

1

8 неделя

Художественно –
творческое задание

25.

10

Гармония, контраст и
Объемно1
выразительность
пространственная и
плоскостной
плоскостная
композиции.
композиция.
Основные
типы
композиций:
симметричная
и
асимметричная,
фронтальная
и
глубинная.
Гармония
и
контраст,
баланс
масс
и
динамическое
равновесие,
движение и статика,
ритм, замкнутость и
разомкнутость
композиции - все
вариации
рассматриваются на
примере
простейших форм.
2 четверть.
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И
ЗДАНИЙ.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЯЗЫК
КОНСТРУКТИВНЫХ
ИСКУССТВ
Объект
и
пространство.
От
плоскостного
изображения
к
объемному макету.

9 неделя

9

Композиция
плоскостная
и
пространственная.
Прочтение
плоскостной
композиции
как
схематического
изображения
объемов
в
пространстве при
виде на них сверху.
Композиция пятен

1

1

1-9 неделя

1 неделя

и линий как чертеж
объектов
в
пространстве.

11

Архитектура
— Условность
и 1
композиционная
метафоричность
организация
выразительных средств,
пространства.
участвующих в сочинении
Макетные
пространства
макета.
упражнения.
Рельеф.
Разновысокие,
горизонтальные
и
вертикальные плоскости
как
элементы
композиционного
творчества. Гармония и
разнообразие
в
ритмической организации
пространства.
Композиция
макетов:
ориентированная на центр
или
разомкнутая,
построенная по принципу
сгущенности
и
разреженности масс. Ритм
вертикалей. Цвет фактура
в макете.

2
неделя

12

Взаимосвязь
объектов
архитектурном
макете

3
неделя

Прочтение по рисунку 1
в простых геометрических
тел, а также прямых,
ломаных, кривых линий.
Конструирование их в
объеме и применение в
пространственномакетных
композициях. Вспомогательные
соединительные элементы
в
пространственной
композиции.
Понятие
рельефа
местности и
способы его обозначения
на
макете.
Дизайн
проекта:
введение
монохромного цвета.

13

Про слеживание структур 1
зданий
различных
архитектурных стилей и
эпох. Выявление простых
объемов,
образующих
дом. Взаимное влияние
объемов и их сочетаний на
образный
характер
постройки.
Баланс
функциональности
и
Конструкция: часть художественной красоты
и целое. Здание как здания. Деталь и целое.
сочетание
Достижение
различных
выразительности
и
объемных форм.
целесообразности
конструкции. Модуль
как основа эстетической
цельности постройки и
домостроительной
индустрии.
как
. Выявление простых 1
объёмов,
образующих
дом. Взаимное влияние
форм. объёмов и их сочетаний
на образный характер
постройки.

14

Здание
сочетание
различных
объемных
Модуль.

15

Важнейшие
архитектурные
элементы здания.

16

Рассмотрение различных 1
типов зданий, выявление
горизонтальных,
вертикальных, наклонных
элементов, входящих в их
структуру.
Возникновение
и
историческое
развитие
главных архитектурных
элементов
здания
(перекрытия, стены, окна,
двери, крыша, а также
арки, купола, своды,
колонны
и
др.).
Использование элементов
здания
в
макете
проектируемого объекта.
Вещь: красота Многообразие
и
мира вещей. 1
целесообразность. Внешний облик вещи.
Единство
Выявление
художественного и сочетающихся объемов.
функционального. Функция
вещи и целесообразность
сочетаний объемов.
Дизайн
вещи
как
искусство и социальное
проектирование.
Вещь
как
образ

4
неделя

5
неделя

6
неделя

7
неделя

действительности
и
времени.
Сочетание
образного
и
рационального. Красота наиболее
полное
выявление функции вещи.

17

Форма и материал.

Взаимосвязь формы и 1
материала.
Влияние
функции
вещи
на
материал, из которого она
будет создаваться. Роль
материала в определении
формы. Влияние развития
технологий и материалов
на изменение формы вещи

1

8
неделя

(например,
бытовая
аудиотехника
от
деревянных корпусов к
пластиковым обтекаемым
формам и т. д.).
18

Цвет
в
архитектуре
и
дизайне.
Роль
цвета
в
формотворчестве.

Эмоциональное
и 1
формообразующее
значение цвета в дизайне и
архитектуре.
Влияние
цвета
на
восприятие
формы
объектов
архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в
живописи
от
его
назначения
в
конструктивных
искусствах.
Цвет
и
окраска.
Преобладание
локального
цвета
в
дизайне и архитектуре.
Психологическое
воздействие цвета.

9
неделя

3 четверть.

ГОРОД
И
ЧЕЛОВЕК.
СОЦИАЛЬНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
ДИЗАЙНА
И
АРХИТЕКТУРЫ
КАК
СРЕДЫ
ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА

7

1

1-7
неделя

19

Город
сквозь
времена и страны.
Образы
материальной
культуры
прошлого.

Образ и стиль. Смена 1
стилей как отражение
эволюции образа жизни,
сознания людей и развития
производственных
возможностей.
Художественноаналитический
обзор
развития
образностилевого
языка
архитектуры как этапов
духовной, художественной
и материальной культуры
разных народов и эпох.
Архитектура
народного
жилища.
Храмовая
архитектура.
Частный дом.

1
неделя

20

Город сегодня и
завтра.
Пути
развития
современной
архитектуры
и
дизайна.

Архитектурная

2
неделя

21

1

градостроительная
революция 20 века. Ее
технологические
и
эстетические предпосылки
и истоки. Социальный

аспект «перестройки» в
архитектуре. Отрицание
канонов и одновременно
использование наследия с
учетом нового уровня
материальностроительной
техники.
Приоритет
функционализма.
Живое
Исторические
формы 1
пространство
планировки
городской
города.
Город, среды и их связь с образом
микрорайон,
жизни людей. Различные
улица.
композиционные
виды
планировки
города:
замкнутая,
радиальная,
кольцевая,
свободноразомкнутая,
асимметричная,
прямоугольная и др.
Схема-планировка
и
реальность.

3
неделя

22

Вещь в городе и Неповторимость
1
дома. Городской старинных кварталов и
дизайн.
кварталы жилья. Роль
малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации
и
индивидуализации
городской
среды,
в
установке связи между
человеком и архитектурой.
Создание информативного
комфорта
городской
среды:
устройство
пешеходных
зон
в
городах,
установка
городской мебели (скамьи,
«диваны» и пр.), киосков,
информационных блоков,
блоков
локального
озеленения и т. д.

4
неделя

23

Интерьер и вещь Архитектурный «остов» 1
в доме. Дизайн интерьера. Историчность
интерьера.
и социальность интерьера.
Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета
в
интерьер.
От
унификации
к
индивидуализации
подбора
вещного
наполнения
интерьера.
Мебель и архитектура:
гармония и контраст.
Природа
и Город в единстве с 1
архитектура.
ландшафтнопарковой
средой. Развитие
пространственноконструктивного

5
неделя

24

мышления.
Обучение
технологии
макетирования
путем
введения в технику
бумагопластики
различных материалов и
фактур
(ткань,
проволока,
фольга,
древесина, стекло и т. д.)
для
создания
архитектурноландшафтных объектов
(лес, водоем, дорога,
газон и т. д.).

6
неделя

25

Ты - архитектор.
Проектирование
города.

Единство эстетического 1
и функционального в
объемнопространственной
организации
среды
жизнедеятельности
людей.
Природноэкологические,
историко-социальные и
иные
параметры,
влияющие
на
композиционную
планировку
города.
Реализация
в
коллективном
макетировании чувства
красоты и архитектурносмысловой логики.

1

7 неделя

9

1

1-7 неделя

4 четверть

ЧЕЛОВЕК
В
ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА
И
АРХИТЕКТУРЫ.
ОБРАЗ ЖИЗНИ И
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
26

Мечты и представления, 1
учащихся
о
своем
будущем
жилище,
реализующиеся в их
архитектурнодизайнерских проектах.
Принципы организации
и членения пространства
на различные функциональные зоны: для
работы, отдыха, спорта,
хозяйства, для детей и т.
д. Мой дом - мой образ
жизни. Учет в проекте
инженерно-бытовых и
Мой дом - мой образ санитарно-технических
жизни.
задач.

27

Интерьер
Дизайн интерьера. Роль 1
комнаты – портрет материалов, фактур и
её хозяина.
цветовой гаммы. Стиль и
эклектика. Отражение в
проекте дизайна интерьера
образно-архитектурного
замысла
и
композиционно-стилевых
начал.
Функциональная
красота или роскошь

1 неделя

2
неделя

предметного наполнения
интерьера
(мебель,
бытовое оборудование).

28

Планировка
сада, 1
зонирование
Дизайн
и огорода,
архитектура моего территории. Организация
палисадника,
садовых
сада.
дорожек.
Малые
архитектурные
формы
сада: беседка, бельведер,
пергола, ограда и пр.
Водоемы и мини пруды.
Сомасштабные сочетания
растений
сада.
Альпийские
горки,
скульптура,
керамика,
садовая мебель, кормушка
для
птиц
ит.
д.
Спортплощадка и многое
другое в саду мечты.
Искусство аранжировки.
Икебана
как
пространственная
композиция в интерьере.

3
неделя

29

Мой костюм – мой
облик.
Дизайн
современной
одежды.

Соответствие материала и 1
формы
в
одежде.
Технология
создания
одежды.
Целесообразность и мода.
О
психологии
индивидуального
и
массового. Мода - бизнес и
манипулирование
массовым
сознанием.
Законы композиции в
одежде. Силуэт, линия,
фасон.

4
неделя

30

Автопортрет
каждый день.

на Лик
или
личина? 1
Искусство
грима
и
прически. Форма лица и
прическа.
Макияж
дневной,
вечерний
и
карнавальный.
Грим
бытовой и

5
неделя

сценический. Лицо в
жизни, на экране, на
рисунке и на фотографии.
Азбука визажистики и
парикмахерского
стилизма. Боди-арт и
татуаж как мода.
31

Встречают
одежке.

по

О
психологии 1
индивидуального
и
массового. Мода - бизнес и
манипулирование
массовым сознанием.
Возраст
и
мода.
Молодежная субкультура
и подростковая мода.
«Быть или казаться»?
Самоутверждение
и
знаковость
в
моде.
Философия «стаи» и ее
выражение в одежде.
Стереотип и кич.

6
неделя

32

Моделируя себя - Человек - мера вещного 1
моделируешь мир. мира. Он или его хозяин,
или раб. Создавая
«оболочку» - имидж,
создаешь и

7
неделя

«душу». Моделируя себя,
моделируешь и создаешь
мир и свое завтра.
Заключительное занятие
года, которое проводится в
свободной
форме
на
примере
выставки
сделанных
учащимися
работ.
Занятие
демонстрирует понимание
учащимися роли дизайна и
архитектуры
в
современном
обществе
как важной формирующей
его
социокультурного
облика,
показывает
понимание места этих
искусств и их образного
языка в ряду пластических
искусств.
Выставка
учащихся.
33
Резервный урок

34

Резервный урок

Итого:

34

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)
№ п/п

26.

27.

28.

29.
30.

Название раздела, Элементы содержания
тема урока 8 класс

Количеств о Количеств
часов
на о
тему
контрольн
ых работ

Изобразительное
искусство в театре,
кино
и
на
телевидении
1 четверть

34

4

Художник
и
искусство театра.
Роль изображения в
синтетических
искусствах
Образная
сила
искусства.
Изображение
в
театре и кино.
Театральное
искусство
и
художник. Правда
и магия театра

8

1

Учебная
неделя

1-8
неделя

Синтетические искусства 1
и изображения. Образная
сила искусства.

1 неделя

Изображение в театре и 1
кино.
Общность
жизненных
истоков,
художественных
идей,
образного
строя
произведений различных
видов искусств.
Сценография
- Роль
и
значение 1
особый
вид изобразительного
художественного искусства в синтетических
творчества.
видах творчества.
Безграничное
пространство
сцены.
Сценография как Театральное искусство и 1
искусство
и художник. Правда и магия
производство.
театра.
Костюм, грим и Костюм, грим и маска или 1
маска,
или магическое «если бы».
магическое « если Тайны
актерского
бы».
Тайны перевоплощен
актерского
Совместные
действия
перевоплощения
сценариста,
режиссера,
художника, актеров в
создании
художественного образа
спектакля.

2 неделя

3 неделя

4 неделя
5 неделя

31.

Художник в театре Искусство и специфика 1
кукол.
театрального костюма

6 неделя

Относительная
самостоятельность
костюма
в
шоупредставлениях и театре
моды.

32.

Привет от Карабаса Привет
от
Карабаса- 1
– Барабаса.
Барабаса. Кукольный театр
–
единственный
вид
сценического искусства с
главенствующей
ролью
художника.
Художник
куклы – создатель образа
куклы-актёра Спектакль от
замысла к воплощению.

33.

Спектакль –
замысла
воплощению.
Третий звонок.

7 неделя

от Третий звонок. Игровое 1
к действо, построенное на
использовании одной из
форм
художественносценографи
ческой работы.

1

8 неделя

1

1-8 неделя

2 четверть.

9

10

ЭСТАФЕТА
ИСКУСТВ:
ОТ
РИСУНКА К
ФОТОГРАФИИ.ЭВ
ОЛЮЦИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬН
ЫХ
ИСКУССТВ
И
ТЕХНОЛОГИЙ
Фотография
–
взгляд
сохраненный
навсегда.
Фотография - новое
изображение
реальности.

Художник
и
изобразительные средства.
Роль
художественных
инструментов
в
творческом
художественном процессе.
Объективное
и
субъективное в живописи и
фотографии или кино.
Грамота
Грамота
фотокомпозиции и фотографирования
и
съемки.
Основа операторского мастерства.
операторского
Фотография как передача
фотомастерства:
видимого
мира
в
умение видеть и изображениях,
выбирать.
дублирующих реальность.
Фотографическое
изображение
не
реальность, а новая

8

1

1 неделя

1

2 неделя

художественная
условность.
11

12

13

14

15

16

Фотография
искусство
«светописи». Вещь
: свет и фактура.

Фотография
– 1
искусство светописи.
Вещь: свет и фактура.
Натюрморт и пейзаж –
жанровые
темы
фотографии. Свет –
изобразительный язык
фотографии. Роль света
в выявлении формы и
фактуры вещи.
«На фоне Пушкина Человек
на 1
снимается
фотографии. Искусство
семейство».
фотопейзажа
и
Искусство
фотоинтерьера.
фотопейзажа
и
фотоинтерьера.
Человек
на Операторское
1
фотографии.
мастерство
Операторское
фотопортрета. Анализ
мастерство
своеобразия
фотооператора.
художественной
образности
фотопортрета.
Событие в кадре. Событие
в
кадре. 1
Искусство
Искусство
фоторепортажа.
фоторепортажа.
Фотография
и Фотография
и 1
компьютер.
компьютер.
Событие как объект
репортажной съёмки,
требующий
подготовки,
оперативности.
Документ
для Фотография
– 1
фальсификации:
остановленное время,
факт
и
его запечатлённое навсегда
компьютерная
в лицах, пейзажах и
трактовка.
событиях.
«Мой
фотоальбом». Выставка
работ учащихся
3 четверть.

ФИЛЬМ ТВОРЕЦ
И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО
МЫ ЗНАЕМ ОБ
ИСКУСТВЕ
КИНО?

10

3
неделя

4
неделя

5
неделя

6
неделя
7
неделя

1

8
неделя

1

1-10
неделя

17

Многоголосый
язык
экрана.
Синтетическая
природа фильма и
монтаж.

18

Пространство
время в кино.

19

Художник
и
художественное
творчество в кино.

20

Художник
в
игровом фильме.

21

От большого экрана
к
домашнему
видео.

Кино – запечатлённое
движение.
Многоголосый
язык
экрана.
Новый
вид
изображения
–
движущееся экранное
изображение.
Пространство и время в
кино.
Азбука
кинозыка.
Начало фильма
– замысел. Фильм как
последовательность
кадров.
Литературно-словесная
запись
фильма
–
сценарий;
изобразительная запись,
т.е.
покадровая
зарисовка фильма, раскадровка.
Художник в игровом
фильме.
Игровой
(художественный)
фильм.
Драматургическая роль
звука и музыки в
фильме.
От большого экрана к
домашнему
видео.
Главенство играемого
актёрами сюжета в
игровом
(художественном)
фильме.

1

1
неделя

1

2
неделя

1

3
неделя

1

4
неделя

1

5
неделя

22

Азбука киноязыка. Музыка и шумы в 1
фильме.
Бесконечный
мир
кинематографа.

6
неделя

23

Азбука киноязыка. Музыка и шумы в 1
фильме.
Бесконечный
мир
кинематографа.

7
неделя

24

Бесконечный мир Компьютер на службе 1
кинематографа
художника.
Анимационный
(мультипликационный)
фильм

25

Искусство
анимации.
Многообразие

и

Новые
способы 1
получения изображения.
Компьютерный

1

8
неделя

9
неделя

жанровых
киноформ

26

История
специфика
рисовального
фильма
4 четверть

анимационный
технология

фильм:

создания и основные этапы
творческой работы.
и Изображение
на
экране 1
компьютера и законы экранного
искусства

6

27

28

29

30

31

32

ТЕЛЕВИДЕНИЕ,
ПРОСТРАНСТВО
КУЛЬТУРА.
ЭКРАН
–
ИСКУССТВО
–
ЗРИТЕЛЬ
Мир на экране:
здесь и сейчас.
Информационная
и художественная
природа
телевизионного
изображения.
Телевидение
и
документальное
кино.
Телевизионная
документалистика:
от видеосюжета до
телерепортажа
Киноглаз,
или
Жизнь в врасплох.

10 неделя

1

1-6 неделя

Художественный вкус и культура. 1
Интернет
–
новейшее
коммуникативное
средство.
Актуальность и необходимость
зрительской
творческой
телеграмоты.

1 неделя

Специфика телевидения – это 1
«сиюминутность» происходящего
на экране.

2 неделя

Кинонаблюдение
–
основа 1
документальноговидеотворчества.
Метод
кинонаблюдения
–
основное средство изображения
события
и
человека
в
документальном
фильме
телерепортаже.
Телевидение,
Роль и возможности экранных 1
Интернет… Что форм
в
активизации
дальше?
художественного сознания и
творческой
видеодеятельности
молодежи
в
интернет
–
пространстве.
Современные
Роль
визуально
–зрелищных 1
формы экранного искусств. В обществе и жизни
языка.
человека.
В царстве кривых Позитивная и негативная роль 1
зеркал,
или СМИ. Телевидение – регулятор
Вечные
истины интересов и запросов общества.
искусства.

3 неделя

4 неделя

1

5 неделя

6 неделя

33
Резервный урок
34
Резервный урок
Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».