РП_Экологический туризм (ГДЭЦ) сетевое

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ»
Направление «Экологическое воспитание»
Протокол №1 от 27.08.
Основное общее образование
7-8 классы

Составители:Насибуллина Е.В.,
Учитель биологии и экологии, МАОУ СОШ №46
Шевченко Е.И.,
Педагог дополнительного образования,
МБУ ДО – ГДЭЦ

Екатеринбург
2021

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Экологический туризм» имеет
туристско-краеведческую направленность, составлена согласно требованиям к программам
дополнительного образования на основе программы «Экологический туризм» МБУ ДО –
ГДЭЦ. Составитель Шевченко Е.И., Педагог дополнительного образования.
Ее содержание предполагает получение и практическое применение знаний ребенка
по предметам экологической направленности и основ безопасности жизнедеятельности.
Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей
и их родителей на программы экологического развития, краеведения, а также на получение
и практическое закрепление знаний и навыков, и развитие исследовательских и
коммуникативных способностей обучающихся на основе занятий активным туризмом.
Программа адресована школьникам 13-15 лет,проявляющим интерес к природе и
окружающему миру, интересующихся экологией и краеведением, ведущих активный образ
жизни. Программа предусматривает у ребят умение видеть проблемы, формулировать
задачи, искать средства их разрешения. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах 15 человек.
Обучение проводится два раза в неделю – 2 часа. Из расчета 2 часа в неделю. Общий
объем часов программы – 70 часов.
Срок освоения 1 год.
Используются различные формы организации занятий (групповая, фронтальная,
индивидуальная). Занятие комбинированные, включают
теоретическую
и
практическую части обучения. Программа реализуется в сетевой форме взаимодействия на
базе МАОУ СОШ №46. Предполагается посещение природных парков, исторических,
краеведческих и природных памятников.
Формы подведения результатов.
Подведение результатов в программе стартового уровня будет проводиться в ходе
педагогического наблюдения при выполнении самостоятельных заданий, решения задач
поискового характера, участия в “квестах” (туристическая эстафета, соревнования по
бердвотчингу).
Цель и задачи программы
Цель.
Цель данной программы – способствовать воспитанию разносторонне развитой
личности через увлечение обучающихся активным туризмом и проявленный интерес к
вопросам экологии.
Задачи обучающие:
-ознакомить обучающихся с состоянием природной среды Свердловской области,
познакомить с разнообразием ландшафтных зон края, познакомить с представителями
местной флоры и фауны.
-углубить знания о взаимосвязи организмов между собой, зависимости их
жизнедеятельности от условий среды. Показать возможные, не всегда явные экологические
угрозы живому, связанные с антропогенной деятельностью человека;
освоить практические навыки туризма;

2

изучить методики наблюдений в естественной природе.развивающие:
-развивать и поддерживать интерес к познанию окружающего мира с
использованием туристских навыков;
-формировать экологическое мышление, способствовать развитию интереса к
проблемам охраны природы на основе изучения состояния окружающей
среды.воспитательные: воспитывать у обучающихся основы ответственного поведения
по отношению к природной среде и человеку.

-

3

2. Планируемые результаты
В ходе изучения курса внеурочной деятельности «Экологический туризм» у
обучающихся будут развиты следующие качества:
Личностные
-чувство личной ответственности;
-чувство товарищества и умение работать командой;
-активнаяжизненная позиция
- осознание ответственности за свой край и страну;
-интерес к познанию родного края и окружающего мира;
- чувство патриотизма
- понимание преимуществ здорового образа жизни.
Метапредметные:
-умение видеть причинно-следственные связи в различных сферах жизни;
- правила техники безопасности при проведении различных мероприятий;
-основные положения экологических и санитарно-гигиенических требований;
-умение производить корректный сбор первичного материала для научных
исследований (корректная фиксация и документирование наблюдения),
- умение проводить фотофиксацию изучаемого объекта.
- умение находить и анализировать информацию;
- умение сопоставлять, систематизировать различные факты и наблюдения и делать
выводы.
Предметные:
- уметь распознавать флору и фауну родного края, редких и охраняемых
представителей флоры и фауны.
-владеть основными туристскими навыками по устройству бивуака
-пользоваться простейшим туристским инвентарем и оборудованием
-применять на практике экологические и санитарные нормы в сфере активного
туризма
-определять в полевых условиях типичных представителей животного и
растительного мира, определять ядовитые растения и животные местной флоры и фауны.
- знать основы экологического мышления и природоохранные навыки;

4

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ».
Раздел 1. Введение в тему (2 часа).
Теоретическая часть.Введение в программу. Инструктаж по правилам поведения на занятиях.

Раздел 2. Юный турист. (4 часа)
Теоретическая часть. История развития туризма в России Виды туризма. Практическое
значение туризма. Организация похода.
Практическая часть.Виды туристских походов.
Раздел 3. Организация туристских походов (16 часов)
Руководство походами и экскурсиями. Формирование туристской группы. Виды бивуаков.
Требования к организации бивуака. Костры. Обеспечение пожарной безопасности. Виды
рюкзаков. Туристская одежда и обувь. Понятие о личном, общем и специальном
снаряжении туриста. Калорийность продуктов питания. Основные принципы
приготовления пищи на костре.
Практическая часть. Распределение обязанностей в группе. Выбор маршрута. Виды
костров, их назначение. Типы, устройство и назначения палаток. Типы и назначение
рюкзаков. Одежда и обувь для различных видов туризма. Меню-раскладка. Отработка
технических навыков в природной среде по теме организация похода. Способы упаковки
продуктов питания.
Раздел 4. Лыжный туризм.(16 часов)
Теоретическая часть. Классификация, виды, формы. Особенности лыжного туризма.
Обеспечение безопасности в лыжном туризме. Особенности организации бивуака в
лыжном походе. Тактика движения в лыжном походе. Тактика преодоления препятствий в
лыжном походе. Особенности меню, хранения продуктов и приготовления пиши в зимнем
походе.
Практическая часть. Специальное, личное и общее снаряжение для лыжного туризма.
Техника преодоления препятствий в лыжном походе. Ремонт снаряжения в лыжном
туризме. Отработка технических навыков в природной среде по теме лыжный туризм.
Раздел 5. Топография. (8 часов)
Теоретическая часть. Определение. Карты, схемы. Компас, азимут. Туристское
ориентирование. Топографические карты.
Практическая часть. Карта: практические занятия. Компас: практические занятия.
Отработка технических навыков в природной среде по теме топография.
Раздел 6. Пешеходный туризм. (14 часов)
Теоретическая часть. Классификация, виды, формы пешеходного туризма. Особенности
пешеходного туризма. Обеспечение безопасности в пешеходном туризме. Тактика
движения в пешеходном походе.
Практическая часть. Специальное, личное и общее снаряжение для пешеходного
туризма. Техника преодоления препятствий в пешеходном походе. Отработка технических
навыков в природной среде по теме пешеходный туризм.
Раздел 7. Юный эколог. (10 часов)

5

Теоретическая часть.
Необходимость соблюдения экологических норм при проведении туристских
мероприятий. Взаимосвязь экологии и туризма. Санитарные и гигиенические требования
при проведении туристских мероприятий. Ядовитые растения и животные Свердловской
области. Экологический мониторинг окрестностей Екатеринбурга. Знакомство с особо
охраняемыми природными территориями города. Изучение методик полевых
исследований, научное наблюдение, первичный сбор материала, Формулирование цели
наблюдения. Выбор объекта наблюдений. Постановка конкретных задач работы.
Составление плана наблюдений. Поиск дополнительной информации об объекте
наблюдений и о подобных исследованиях. Корректировка плана наблюдений.
Практическая часть.
Экология города, экологический мониторинг ООПТ города
Исследовательская деятельность обучающихся: Сбор информации об экологическом
состоянии ООПТ г. Екатеринбурга, экскурсия в дендрарий. Общественно-экологическая
деятельность в природной среде на территории Калиновского лесопарка.

6

4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Название раздела

Количество
часов

1

Введение в тему

2

2

Юный турист

4

3

Организация туристских походов

16

4

Лыжный туризм

16

5

Топография

8

6

Пешеходный туризм

14

7

Юный эколог

10

Итого:

70 часов

Календарно-тематический план
№
п/п

Количество часов
Наименование раздела, тема
занятия.

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение в тему

2

1

1

Введение в программу. Инструктаж
по правилам поведения на занятиях.
Раздел 2. «Юный турист»

2

1

1

4

3

1

1

2

Туризм. Введение в тему раздела.

1

1

3

История развития туризма в
России
История развития туризма на
Урале.
Виды туризма.

1

1

1

1

4
5

Раздел 3. Организация туристских
походов
6 Организация
туристских
мероприятий.
7 Руководство
походами
и
экскурсиями.
8 Формирование
туристской
группы.
9 Виды бивуаков. Познавательная
беседаТребования к организации

1

Форма
проведения
занятий

беседа

Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
1

Практикум

16

7

1

1

Познавательная
беседа

1

1

Познавательная
беседа

1
1

9

1
1

Практикум
Познавательная
беседа

7

бивуака.
10

Организация похода.

1

1

Практикум

11

Выбор маршрута.

1

1

Практикум

12

Костры. Обеспечение пожарной
безопасности.
Виды костров, их назначение.

1
1

1

Беседа

1

1

Практикум

17

Виды рюкзаков. Туристская
одежда и обувь.
Понятие о личном, общем и
специальном снаряжении
туриста.
Типы, устройство и назначения
палаток.
Типы и назначение рюкзаков.

1

1

18

Питание в туристическом походе.

1

1

19

Меню-раскладка.

1

1

20

Калорийность продуктов
питания.

1

1

21

Основные принципы
приготовления пищи на костре.

1

1

13
14
15

16

Раздел 4. Лыжный туризм.

1

1

1

16

4

Классификация, виды, формы.

1

1

23

Особенности лыжного туризма.

1

1

24

Особенности организации
бивуака в лыжном походе.
Тактика движения в лыжном
походе.
Тактика преодоления
препятствий в лыжном походе
Техника преодоления
препятствий в лыжном походе.
Ремонт снаряжения в лыжном
туризме.
Отработка технических навыков
в природной среде по теме
лыжный туризм
Особенности меню, хранения
продуктов и приготовления
пиши в зимнем походе.

1

1

26
27
28
29

30

Познавательная
беседа

1

22

25

Познавательная
беседа

1

Практикум
Познавательная
беседа
Беседа
Составление меню
для похода
Составление меню
для похода
Составление меню
для похода

12
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа

1

1

Практикум

1

1

Практикум

1

1

Практикум

1

1

Практикум

2

2

Практикум

1

1

Познавательная
беседа

8

31

Отработка технических навыков
в природной среде по теме
лыжный туризм.

Раздел 5. Топография.
32 Определение понятия. Карты,
схемы.
33 Карта: практическое занятие.

6

8
1

6

2
1

1

Поход
выходного дня

6
Познавательная
беседа

1

практикум

34

Компас, азимут.

1

35
36

Компас: практическое занятие.
Туристское ориентирование.

1
1

1
1

практикум
практикум

37

Топографические карты.

1

1

практикум

38

Отработка технических навыков
в природной среде по теме
топография.

2

2

Практикум

Раздел 6. Пешеходный туризм.
39 Классификация, виды, формы
пешеходного туризма.
40 Особенности пешеходного
туризма.
41 Обеспечение безопасности в
пешеходном туризме.
42 Специальное, личное и общее
снаряжение для пешеходного
туризма.
43 Тактика движения в пешеходном
походе.

14
1

3
1

1

1

Познавательная
беседа

1

1

Познавательная
беседа

Техника преодоления
препятствий в пешеходном
походе.
Отработка технических навыков
в природной среде по теме
пешеходный туризм.

44

45

Раздел 6. «Юный эколог»

Познавательная
беседа

1

практикум

1

1

практикум

1

1

практикум

8

8

поход выходного
дня

10

2
1

Взаимосвязь экологии и туризма.

1

47

Необходимость
соблюдения
экологических
норм
при
проведении
туристских
мероприятий.
Санитарные
и
гигиенические
требования
при
проведении
туристских мероприятий

1

Ядовитые растения и животные
Свердловской области.

1

49

11

1

46

48

Познавательная
беседа

1

1

8
беседа
1

беседа

беседа

1

1

Поисковоисследовательская

9

работа
50

51

52

Исследовательская деятельность
обучающихся:
Сбор
информации об экологическом
состоянии ООПТ
Изучение методик полевых
исследований, научное
наблюдение, первичный сбор
материала,
Лесопарки города Екатеринбурга:
Калиновский лесопарк

1

1

Исследовательская
деятельность дня

1

1

практикум

4

4

Поход выходного
дня

10

Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение программы
МБУ ДО - Городской детский экологический центр располагает материальнотехнической базой, обеспечивающий проведение учебной деятельности обучающихся,
предусмотренных учебным планом. Материально-техническая база соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам. Для осуществления
образовательного процесса по данной программе в МБУДО ГДЭЦ имеются
специализированные кабинеты и необходимое оборудование.
№ п.п

Наименование
снаряжения и
оборудования

Количество,
шт.

1

Компас жидкостный 15

2
3
4

Бинокль
Фотоаппарат
Котлы туристские

15
1
2

5

Костровое
оборудование

1

6

Карты
топографические

15

7

Лопата туристская

1

8

Топор

1

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и
преподавателей туризма в школе. — М., 1998.

2.
3.
4.
5.

Балабанов И. В. Узлы. М., 1998
Рыжавский Г. Я. Биваки. — М.: ЦДЮТ, 1995.
Васильев И. В. В помощь инструктору туризма. — М.: Профиздат, 1966.
Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие
для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского
государственного педагогического университета, 1998.

6. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Российское
педагогическое агентство, 1995.

7. Зоркова Е. Д. Лето, дети и туризм. Модели деятельности летних туристских

профильных лагерей для детей и подростков: Методическое пособие. — М.:
ЦДЮТУР РФ, 1997.

8. Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече,
2000.

9. Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. — М.:
ЦДЮТур МО РФ, 1996.

10. Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.
11. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. — М.: ФиС, 1983.
12. Алешин В. М., Серебренников А. В. Туристская топография. — М.: Профиздат, 1985
13. Константинов Ю. С., Куликов В. Топография и ориентирование в туристском
путешествии: Учебное пособие. — М., 1997.

14. Условные знаки топографических карт СССР: Справочник. — Издание 5-е испр. и
доп. — М.: Редакционно-издательский отдел ВТС, 1966.

15. Стрижев А. Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе.
— М.: Профиздат, 1986.

16. Уилсон Э. Хозяева Земли. Социальное завоевание планеты человечеством. – СПБ:
питер. 2014.- 352 с. ил.

17. Морозов М. А. Медицинская помощь при неотложных состояниях: учебное пособие.
— С-Пб.: Дидактика, 1995.

18. Вартанов А. С., Луговьер Д. А. Учись фотографировать. /Под общ.ред. А.
А. Фомина. — М.: Искусство, 1998. — 224 с.: ил.

19. Все цвета радуги в фокусе объектива. Рассказ о цветной фотографии / Волгин А.,

Зворыгина Е., Зигуменко С. и др. // Приложение к журналу Юный техник. — 1987.—
№ 7.

20. Справочник фотографа: Учебное издание / Анцев В. Г., Журба Ю. И., Медведев А. Б.
И др. — М.: Высшая школа, 1990. — 288 с.: ил.

21. Рябицев В.К. «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири», Екатеринбург.
Издательство Уральского Университета.» 2001 год. 605 с.

22. Семаго Л. Л. Птицы России. — М.: Сов. Россия, 1992. — 175 с.
12

23. Симкин Г. Н. Певчие птицы: Справочное пособие. — М.: Лесная промсть, 1990. —
399 с.

24. Красная Книга Свердловской области, Министерство природных ресурсов
Свердловской области ; гл. ред. В.Б.Иванов.ООО “Мир”2018

25. Архипова, Н. П. Заповедные места Свердловской области :научнопопулярная

литература / Н. П. Архипова. – Свердловск :СреднеУральское книжное издательство,
1984. – 159 с. : ил.

26. Рундквист, Н. А. Свердловская область : иллюстрированная краеведческая

энциклопедия / Н. А. Рундквист, О. В. Задорина. – Екатеринбург :Квист, 2009. – 456 с.
: карты, ил., фото.

Список литературы для учащихся.

1. Чеурин Г. С. Школа экологического выживания. — Екатеринбург, 1995
2. 1000+1 совет туристу: школа выживания./ Автор-составитель Садикова Н. Б. —
Минск: Современный литератор, 1996.

3. Вишневский М.В. Самые распространённые съедобные грибы.
Справочник-определитель начинающего грибника. 3-е изд. М., Проспект, 2016. 64 с.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вишневский В. “Жизнь и поведение птиц”,Фитон XXI, 2018 г.
Никонов Н “Певчие птицы”, Средне-Уральское КнижноеИзательство, 1973
Олдо Леопольд “Календарь песчаного графства”, Москва “Мир”, 1983
ОкмирАгаханянц "Один памирский год” , записки геоботаника, Москва, мысль, 1987
Рябицев В.К. “Один сезон в тайге”, издАэрокосмоэкология, 1999
Репин Л., “Затерявшиеся в тайге”, Мысль, 1980

Перечень информационно-методических условий реализации
программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

https://eco-gdec.uralschool.ru/
https://vk.com/club191269447
https://www.facebook.com/groups/472888999774268/
https://vk.com/biovk
https://vk.com/ornithology
https://www.facebook.com/groups/erbirds/
https://uraloved.ru/
http://www.uralstalker.com/
https://www.inaturalist.org/
https://zoom.us/
https://www.whatsapp.com/?lang=ru
https://resh.edu.ru/

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».