РП Основы журналистики

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
Направление «Профориентационное»
Основное общее образование
5-6 классы
Список изменяющихся документов
(в ред. Приказа директора МАОУ СОШ № 46 от 15.07.2016 № 76)

Составитель: Васина Т.А.,
учитель русского языка и литературы

Екатеринбург
2016

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы журналистики»
разработана в рамках плана внеурочной деятельности ООП ООО по профориентационному
направлению.
Программа рассчитана на 1 год обучения (1-4 классы). Объем программы: 35 часов
аудиторных и внеаудиторных занятий – 1 час в неделю.
Наполняемость групп – 10-12 человек.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Систематические занятия курсом «Основы журналистики» позволяет достичь
следующих результатов.
Личностные:
- формирование устойчивой гражданской позиции;
- принятие и освоение своей социальной роли и соотнесение своих желаний и потребностей
с потребностями современного рынка труда;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности;
- приобретение навыков командной работы.
Метапредметные:
- умения вычленять проблему, составлять план работы, осуществлять его в соответствии с
авторской позицией, достигать запланированного результата;
- умения искать необходимую информацию в различных источниках, проверять ее и
применять в своей деятельности;
- умения анализировать и сопоставлять имеющиеся факты;
- навыки коммуникативного взаимодействия;
- навыки креативного мышления.
Предметные:
- ориентироваться в основных жанрах публицистики;
- уметь применить арсенал разнообразных лингвистических средств на практике;
- создавать макет печатного издания;
- излагать мысли в четкой логической последовательности;
- отстаивать свою точку зрения.
По окончании курса.
Учащиеся должны будут знать:


особенности текстов разных стилей и жанров;



жанры публицистического стиля, языковые средства и особенности публицистики;
2



основные правила общения, проведения бесед;



иметь представление о различных медиа профессиях: журналист, дизайнер-

верстальщик, редактор, корректор и др.;


этические и правовые основы журналистики.

Учащиеся после окончания курса должны уметь:


построить устное и письменное сообщение;



работать в различных жанрах публицистического стиля;



проводить анализ текста, редактирование;



общаться с отдельным человеком и аудиторией;



оценивать поступки людей в материалах публицистических жанров с точки зрения

этики и эстетики.

3

Содержание программы
Раздел 1. Введение в журналистику. (7 часов)
Тема 1. Вводное занятие. История журналистики в России.
Знакомство с учащимися. Постановка целей и задач на ближайший год,
распределение

функций.

Лекция

Исторические

предпосылки

с

использованием

возникновения

мультимедийных

журналистики.

Печать.

средств.
Пресса.

Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография.
История журналистики в России, история детской журналистики. Газеты «Пионерская
правда», «Алый парус», журналы «Мурзилка», «Колобок», «Пионер» и др.
Практическая работа: Психологическое тестирование. (1 час)
Тема 2. Типы СМИ: газета, радио, телевидение, интернет.
Лекция о типах СМИ и их различиях, о месте школьного издания в этой структуре. О
функциях и особенностях каждого вида СМИ. Схема функционирования СМИ.
Особенности профессии журналиста. Трудности и парадоксы профессии. Структура
редакционного коллектива.
Тема 3. Профессия – журналист. Профессиональная этика журналиста.
Психологическая подготовка журналиста.
Знакомство с профессией журналист. Встреча с журналистами современных
изданий.

Пресс-конференция

о

плюсах

и

минусах

этой

профессии.

Понятие

профессиональной этики журналиста. Журналист как представитель определенного слоя
общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Требования к журналисту. (1 час).
Психологическая составляющая работы журналиста. Зачем журналисту изучать
психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Мнемотехника – искусство
запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Тест. (1 час)
Тема 4. Посещение редакции.
Посещение редакции и знакомство с различными специальностями: редактор,
журналист, фотокорреспондент, корректор.
Раздел 2. Язык публицистики (5 часов)
Тема 5.Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и
основные требования. Редактирование. Корректура.
Понятие газетного языка. Требования к публицистическим текстам, их специфика.
Понятие редактирование текста. Понятие корректура – знакомство с новыми профессиями.
Тема 6. Публицистический стиль и его особенности.
4

Жанровое своеобразие публицистического стиля, его языковые особенности.
Заголовок в публицистике, его функциональная нагрузка.
Тема 7. Специфика изложения фактов.
Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная
журналистика. Источники информации: люди, архивы, почта, Интернет. Методы сбора
информации. Способы проверки достоверности фактов.
Техника отбора фактов в журналистике. Специфика изложения фактов. Простота,
доходчивость, лаконичность, выразительность газетных текстов. (1 час).
Самостоятельная работа: Анализ текстов газетных и журнальных статей:
выделение структурных частей, определение закономерностей изложения фактов,
аргументированности материала, эмоциональной составляющей публицистического
текста. (1 час).
Тема 8. Язык публицистических текстов.
Работа со словарем. Стилистические фигуры. Художественные средства.
Раздел 3. Жанровое своеобразие публицистики (9 часов)
Тема 9.Новостные жанры. Репортаж. Заметка. Зарисовка.
Заметка

–

один

из

распространенных

газетных

и

журнальных

жанров.

Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера. Репортаж наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие
журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование
элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода,
характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический,
постановочный. Зарисовка – художественный жанр в журналистике (1 час).
Самостоятельная работа: посещение одного из школьных мероприятий, отбор
фактов, написание материала в одном из выбранных жанров, подбор иллюстраций. (1 час).
Тема 10. Жанр «Интервью» и его особенности.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог;
интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Методы подготовки к интервью.
Техника ведения интервью и визирование материалов. (1 час).
Самостоятельная работа: написание статьи в жанре интервью с любимым
учителем, с человеком интересной профессии, ветераном войны, труда и др. (Героя
интервью выбирает сам обучающийся) (1 час).
Тема 11. Жанр публицистики «Очерк».

5

Стилистические и художественные особенности очерка. Виды очерка. Очерк –
близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести.
Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность
воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые, портретные очерки.
Тема 12. Юмористические жанры в газете.
Фельетон, юмореска, анекдот. Фельетон – острая, злободневная критика, особые
приемы изложения. Юмор и сатира в газете их функции и смысловая нагрузка. Визуальное
изображение – карикатура, шарж (1 час).
Самостоятельная работа: написание юмористического текста в одном из
выбранных жанров. Наполнение рубрики «Ха-ха-тушки» (1 час)
Тема 13. Аналитическая журналистика. Статья, обзор, рецензия
Роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические,
обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность
аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор
печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий
прессу.
Раздел 4. Практическая журналистика (10 часов)
Раздел предполагает практическую деятельность обучающихся на разные темы,
итогом которой станет написание статей в различных жанрах. Темы практических работ:
«Общешкольное мероприятие: репортаж»; «Встреча с ветеранами педагогического труда:
интервью»; «Очерк об интересном человеке»; «Спортивное мероприятие: репортаж, статья,
заметка». Отбор, написание и корректировка материалов для юмористической рубрики.
Оформление материалов в газету.
Раздел 5. Правовые и этические основы журналистики (3 часа)
Тема 19. Правовые и этические основы журналистики.
Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры.
Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».
Ответственность за нарушение закона. Защита авторских прав. Гражданский кодекс
о защите чести и достоинства, и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и
оскорблении.
Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные
функции. Каноны журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
(1 час).
Дискуссия на тему «Границы гласности в современной журналистике» (1 час).
6

Тема 20. Подведение итогов.
Обсуждение вышедших номеров. Подведение итогов года. Практическая работа:
Итоговое тестирование по пройденному материалу.

7

Учебно-тематический план
Виды
Количество часов
Название разделов и
№
деятельности
тем
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Введение в журналистику (7 часов)
1. Вводное занятие.
Познавательная
2
2
История журналистики
деятельность
в России.
Проблемноценностное
общение
2. Типы СМИ: газета,
Познавательная
1
1
деятельность
радио, телевидение,
интернет.
Проблемноценностное
общение
3. Профессия
–
Проблемно2
1
1
ценностное
журналист.
общение.
Профессиональная
Практическая
этика
журналиста.
работа
Психологическая
подготовка
журналиста.
(тест)
4. Посещение редакции
Познавательная
2
2
газеты и знакомство с
деятельность.
Экскурсионноразличными
исследовательская
специальностями:
редактор,
фотокорреспондент,
корректор.
Раздел 2. Язык публицистики (5 часов)
5. Мастерство
Проектная
1
1
деятельность.
журналиста: работа со
словом. Газетный
Практическая
язык. Специфика и
работа
основные требования.
6. Публицистический
Познавательная
1
1
стиль и его
деятельность.
особенности.
Игровая
деятельность
7. Специфика изложения
Познавательная
1
1
фактов (простота,
деятельность.
Практическая
доходчивость,
работа.
лаконичность,
выразительность).
8

Самостоятельная
Игровая
работа: Анализ
деятельность
текстов газетных
статей.
8. Язык
Познавательная
2
публицистических
деятельность.
Практическая
текстов. Работа со
работа. Игровая
словарем.
деятельность
Стилистические
фигуры.
Художественные
средства.
Раздел 3. Жанровое своеобразие публицистики (9 часов)
9. Новостные жанры.
Познавательная
2
Репортаж. Заметка.
деятельность.
Зарисовка.
Проектная
Самостоятельная
деятельность.
Практическая
работа: написание
работа
материала в одном из
выбранных жанров.
10. Жанр «Интервью» и
Познавательная
2
его особенности.
деятельность
11. Жанр публицистики
Познавательная
2
«Очерк». Его
деятельность.
Игровая
стилистические и
деятельность.
художественные
особенности. Виды
очерка.
12. Юмористические
Познавательная
2
жанры в газете.
деятельность.
Фельетон, юмореска,
Игровая
анекдот.
деятельность.
Самостоятельная
Практическая
работа:
работа
написание
юмористического
текста в одном из
выбранных жанров.
13. Аналитическая
Познавательная
1
журналистика.
деятельность.
Статья, обзор,
Игровая
рецензия,
деятельность.
корреспонденция.
Раздел 4. Практическая журналистика (10 часов)

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

9

Посещение
Проектная
2
общешкольного
деятельность.
мероприятия в
Практическая
качестве спецкоров.
работа
Самостоятельная
работа: написание
статьи/заметки.
15. Встреча с ветеранами
Проектная
2
педагогического труда.
деятельность.
Самостоятельная
Практическая
работа:
работа
написание интервью.
16. Сбор материала для
Проектная
2
написания очерка об
деятельность.
интересном человеке
Практическая
или событии.
работа
Самостоятельная
работа: написание
очерка.
17. Посещение
Проектная
2
спортивного
деятельность.
Практическая
мероприятия в
работа
качестве спецкоров.
Самостоятельная
работа: написание
репортажа.
18. Отбор информации для
Проектная
2
юмористической
деятельность.
рубрики.
Практическая
Корректировка текста.
работа
Оформление
материалов.
«Публикация».
Раздел 5. Правовые и этические основы журналистики (4часа)
19. Правовые и этические
Проблемно3
основы журналистики.
ценностное
общение
20. Подведение итогов.
Проблемно1
Практическая работа:
ценностное
итоговый тест.
общение.
Практическая
работа
Итого:
35
14.

2

2

2

2

2

2

1

1

10

Список литературы
Азбука

1.

журналистики:

Учебное

пособие

для

учащихся

10-11

классов

общеобразовательных учреждений /Авт.: О.И. Лепилкина др. – М.: Вентана-Граф, 2009, 272
с.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. М.:

2.

- Академический проект; Культура, 2008, 496 с.
Лепилкина О.И. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся

3.

учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М.: Издательство ИКАР, 2015,

4.
432 с.
5.

Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио /авт-сост. Н.В.

Кашлева.- Волгоград: Учитель, 2011, 154 с.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: АЙРИСПРЕСС, 2014, 368 с.
7.

Соломатина О. Писать легко. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015, 144 с.

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».