Функциональная грамотность
20.10.2021
Функциональная
грамотность школьников
Глоссарий
Функциональная
грамотность
- это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек,
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями,
ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной
личности:
это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий
определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности
являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений,
составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах
жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать
конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила
личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах
современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих
жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Качество образования - комплексная
характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям
и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы.
PISA- «Международная программа оценки учебных
достижений учащихся» оценивает способности подростков использовать знания,
умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном
общении и социальных отношениях.
TIMSS- «Оценка математической и
естественнонаучной грамотности учащихся» изучаются особенности содержания
школьного математического и естественнонаучного образования в странах-
участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с
характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей.
PIRLS- «Изучение качества чтения и понимания
текста»- изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В
благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного
обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента
учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения),
начинается чтение для обучения- использование письменных текстов как основного
ресурса самообразования.
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее
образовательную программу.
Педагогический работник - физическое
лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению,
воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Общее образование - вид
образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе
освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и
формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе,
осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Проект (projectus — брошенный вперёд,
выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму
описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его
практической реализации. Проект — это работы, планы, мероприятия и другие
задачи, направленные на создание уникального продукта. Проекты могут быть
объединены в подпрограмму для достижения единого результата, для более
эффективного управления.
Средства обучения и воспитания - приборы,
оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том
числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные
сети, аппаратно- программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты,
необходимые для организации образовательной деятельности.
Участники образовательных отношений - обучающиеся,
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,
педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие
образовательную деятельность.