РП_5.1_Логопедические занятия

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА»
1-4 классы

Екатеринбург
2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ........................................... 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ........................................................................................................... 3
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ............................................................................ 4
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И
ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ................................................................................ 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И
ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ................................................................................ 6
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ........................................................................................................... 9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И
ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................................................. 12
1 КЛАССЫ ..................................................................................................................................... 12
2 – 4 КЛАССЫ ................................................................................................................................ 18
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ......................................... 22

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА»
Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
программой формирования универсальных учебных действий, с опорой на комплект
примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам
для обучающихся с ТНР.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа» ориентирована на обучение детей с общим недоразвитием речи для
освоения ими практической базы общения, обеспечивает пропедевтику курсов русского
языка и литературного чтения, а также направлена на профилактику дисграфии и
дислексии.
Цель коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая
работа» – развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Задачи коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая
работа»
обеспечивают
реализацию
личностно-ориентированного,
когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов:
развить психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи:
оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос,
артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие; обучить нормативному
(компенсированному) произношению всех звуков русского
языка;
сформировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузацию,
интонационную выразительность, логическое ударение); развить функции фонематической
системы (включающие процессы звукового
анализа, синтеза, восприятия и представления); способствовать компенсации нарушений
звукослоговой структуры
слова; сформировать, развить и обогатить лексикограмматический строй речи (уточнить значения слов, способствовать овладению
продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связи
слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений);
развить коммуникативную функцию речи: формировать умение планировать собственное
связное высказывание; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые
средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации;
способствовать компенсации нарушения чтения и письма.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И
ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА»
Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа» направлена на коррекцию устной речи обучающихся и
профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного
речевого развития строится в несколько этапов.
Диагностический этап.
Цель – выявление индивидуальных речевых нарушений. На данном этапе проходит
обследование речи обучающихся с определением логопедического заключения.
Подготовительный этап.
3

Цель – подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению
чтению и письму. Организуются индивидуальные и подгрупповые занятия направленные
на:
развитие мелкой и речевой моторики, просодических компонентов речи; уточнение
артикуляции правильно произносимых звуков; дифференциацию сохранных звуков
на слух и в произнесении; развитие речеслухового восприятия, элементарных форм
фонематического анализа; развитие зрительно-пространственных функций.
Основной этап.
Цель – коррекция нарушенного речевого развития.
Организуются индивидуальные и подгрупповые занятия направленные
на: постановку, автоматизацию звуков в речи; дифференциацию
фонетически близких звуков;
дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и
синтеза; формирование лексики и грамматического строя
речи
Содержание коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение
одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет
учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает
постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на
формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию
на
образовательные
и
коммуникативные
возможности
детей,
требуют
дифференцированных и индивидуальных форм организации логопедической работы,
поэтому для каждого конкретного обучающегося составляется перспективный план
индивидуальной и подгрупповой логопедической работы в соответствии со
специфическими нарушениями речи этого ребенка.
Тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой логопедической
работы включает следующие разделы:
звукопроизношение;
просодика;
фонематические процессы;
лексико-грамматический строй;
связная речь.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и
может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного
материала.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционный курс «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»
входит в состав коррекционно-развивающей области учебного плана и является
обязательной частью внеурочной деятельности.
На реализацию коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа» отведено по 1 часу в неделю в каждом классе.
Курс рассчитан на 270 часов: 1 класс – 33 часа (33 учебные недели), 2 – 4 по 34 часа
ежегодно (34 учебные недели).
4

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И
ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА»

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа играет важную роль в
реализации основных целевых установок начального образования, способствуют
социальной адаптации и развитию личности ребенка с ТНР. Своевременное овладение
правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной
личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в
школе.
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа позволяют максимально
успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и
«жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и
навыками необходимыми для успешной социализации.
Навыки, полученные обучающимся на индивидуальных и подгрупповых
логопедических занятиях, применяются им во всех видах учебной и внеурочной
деятельности.
Навыки проведения фонематического анализа способствуют успешному освоению
принципов фонетического анализа на уроках русского языка, работа со слоговой
структурой находит свое отражение в морфологическом анализе слова на уроках
предметной области «Русский язык и литературное чтение».
Развитие интонационной выразительности способствует более успешному освоению
раздела «Синтаксис и пунктуация» предмета «Русский язык», а также более точному
пониманию текста.
Работа над усвоением норм формирования лексико-грамматических конструкций
способствует развитию у обучающихся связной речи, пониманию инструкций в устной и
письменной форме, облегчает процесс коммуникации обучающихся со сверстниками и
взрослыми.
Работа по формированию планирующей функции речи направлена на преодоление у
заикающихся детей боязни инициативы коммуникации, умение структурировать
монологическую речь и диалоговое общение. По своему алгоритму структура речевого акта
сходна с решением текстовых задач (мотив – мысль – внутренняя программа – реализация).
Работа над развитием аналитико-синтетической деятельности способствует
достижению планируемых результатов в каждой образовательной области – обучающиеся
получат навык:
анализа неречевых ситуаций;
выявления причинно-следственных, пространственных, временных и других
семантических отношений; самостоятельного определения и адекватного использования
языковых средств оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной
установкой и задачами коммуникации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И
ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов. Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности
в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
5

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие; способность к самооценке на основе критериев
успешности учебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой; внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца
«хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в
учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и
оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и способам решения
новой задачи; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так
и поступков окружающих людей; знание
основных
моральных норм и
ориентация на
их
выполнение,
дифференциация моральных норм; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального
поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание
им.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной
деятельности; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в
сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в
планировании и контроле способа решения; выполнять учебные действия в
материализованной, громкоречевой и умственной
форме; учитывать установленные правила в контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); различать
способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на
русском и иностранном языках; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и
других людей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области; использовать речь для регуляции своего действия;
6

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в
сотрудничестве; формулировать собственное мнение и
позицию;
задавать вопросы;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве; формулировать собственное мнение и
позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет; контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить
сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов); владеть рядом общих приемов решения задач
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить
сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать
аналогии;
использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Планируемые результаты курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая
работа», определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом
языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся
с ТНР.
7

Предметные результаты:
регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и
текстов; регулировать оптимальную силу
голоса;
называть основные органы артикуляционного аппарата;
четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с
речевой инструкцией; удерживать артикуляционную позу и
переключаться на другую; воспроизводить несложный ритм;
повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов;
выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);
давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и
согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие
согласные; определять последовательность, количество, место звука в словах простой
звукослоговой структуры; выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5
слогов, сравнивать две
формы одного и того же слова с различным ударением; составлять
схему дву- и трехсложного слова;
правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные,
переднеязычные, губные) звуки; воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с
меняющимся ударением; воспроизводить серии слогов со стечением согласных
(шва-ста-зва)
самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры
(сковородка, скворечники, представление); воспроизводить простой
стихотворный текст в заданном темпе; воспроизводить
простые ритмы ( // - // ) ( / - ///); использовать паузу для
ритмической организации речи;
различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные,
повествовательные);
различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, вд, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др; делить
слова на слоги для переноса.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА»

Звукопроизношение
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие
орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение
артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды
предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с
артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е.
дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки
звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в
коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
8

Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в
привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя
категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и
воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических
признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Просодика
Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию
его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на
определенные речевые отрезки.
Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания
высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.
Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику
(повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое
ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой
произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску,
отражающую эмоциональные оттенки)
Фонематические процессы
Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу,
середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков
в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной
последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить
запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки
слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением
согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Лексико-грамматический строй
Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления
предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса
словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в
активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование
доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря
обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и
признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой
основе обеспечение понимания и использования в речи словсинонимов и слов-антонимов.
Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному
использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и
определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых
числительных, их использование в экспрессивной речи.
Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения:
окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном
падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов
настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе
использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

9

Формирование
умения пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с
существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые
и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия,
распространять их однородными членами.
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и
своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать
вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказаописания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о
содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом
или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых
сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.
Содержание логопедических занятий определяется дифференцированными целями
и задачами коррекционной работы с обучающимися в зависимости от структуры нарушения
и тяжести его проявления. Основными задачами работы являются:
а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной
речевой деятельности;
б) развитие психических функций и пространственных представлений,
обеспечивающих формирование механизмов письменной речи;
в) устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении, коррекция
нарушений письменной речи;
г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного
материала по предметным областям «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык
и литературное чтение на родном языке».
В первом дополнительном и первом классах логопедические индивидуальные и
подгрупповые занятия направлены в большей степени на звукопроизношение и
фонематическое восприятие.
Во втором классе логопедические индивидуальные и подгрупповые занятия
используются большей частью для закрепления навыков правильного звукопроизношения
у учащихся с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной
постановки звуков у вновь поступивших. Выделяются также следующие задачи:
преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и
ритмической структуры речи, дифференциация оппозиционных звуков у вновь
поступивших и у учащихся с сохранившимися нарушениями фонематического слуха.
Кроме того, для детей с низким уровнем развития речи возможна организация работы по
формированию лексического запаса, развития грамматического строя речи.
В третьем классе логопедические индивидуальные и подгрупповые занятия
используются большей частью для закрепления навыков письма и чтения, преодоления
нарушений речи. Коррекция звукопроизношения осуществляется только с учащимися с
выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки
звуков у вновь поступивших. Выделяются также следующие задачи: преодоление
затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической
структуры письменной речи, дифференциация оппозиционных звуков у вновь поступивших
и у учащихся с сохранившимися нарушениями фонематического слуха. Кроме того, для

10

детей с низким уровнем развития речи возможна организация работы по формированию
лексического запаса, коррекции аграммазма.
В четвертом классе логопедические индивидуальные и подгрупповые занятия
направлены на лексическую и грамматическую сторону речи, обогащение словарного
запаса и профилактику нарушения чтения и письма.
Речевой материал, предъявляемый на коррекционных занятиях коррелируется с
программным материалом по другим учебным предметам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ

КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И

ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА» С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№п/
п

1 КЛАССЫ
Характеристика видов деятельности обучающихся

Тема урока

Кол-во
часов

1.

Обследован
ие речи

4

Выполнять диагностические задания

2.

Гласные
звуки

4

Узнавание и различие неречевых звуков. Дифференциация
речевых и неречевых звуков. Узнавание и различие звуков
по высоте и силе голоса. Выделение звука из ряда других
звуков. Выделение ударного гласного в начале слова.
Выделение гласного звука в односложном слове. Усвоение
понятий
«гласный-согласный
звук».
Составление
словосочетаний с местоимениями мой, моя, мои.
Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете
одушевленном или неодушевленном. Составление простого
предложения с глаголами настоящего времени (по
картинке). Составление связного учебного высказывания:
сравнение предметов по цвету, форме величине,
назначению.
Расширение словарного запаса по темам: «Наш класс»,
«Наша школа», «Дни недели» «Расписание. Режим дня».

11

3.

Свистящие:
[С][С’][З][З']

10

Выделение звука из ряда других звуков. Определение
наличия звука в слове. Выбор предметных картинок,
названия которых включают заданный звук. Различение
односложных и многосложных слов. Закрепление понятий
«гласный — согласный» звук. Выделение звука из ряда
звуков, слогов, слов. Выделение первого и последнего
согласного звука в слове. Практическое знакомство с
понятиями «твердый — мягкий согласный звук».
Различение односложных и многосложных слов
Распределение предметных картинок, названия которых
включают дифференцируемые звуки. Определение места
звука в слове (начало, середина, конец). Закрепление
понятий «твердый — мягкий звук». Определение наличия
звука в слове. Определение места звука в слове (начало,
середина, конец).
Закрепление понятий «звонкий - глухой звук».
Различение односложных и многосложных слов.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова,
слуховой памяти.
Различение слов, близких по звуковому составу (дуб-зуб,
губы-зубы). Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов
(за-зя, зо-зё,…). Дифференциация на слух сохранных звуков
по твердости — мягкости. Звуковой анализ одно-

12

двусложных слов туз стечения согласных (зал, зуб, коза)
Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (са-за,
сузю,…). Дифференциация звуков по глухости - звонкости в
прямых слогах. Звуковой анализ двусложных слов из
открытых слогов, двухсложных слов с закрытым слогом
(осы, зима, лиса, сова, завод, замок, синяк, голос).
Различение слов, близких по звуковому составу (суп-зуб,
коза-коса, розы-росы).
Изменения числа иен существительных (доска - доски, книга
– книги, стул – стулья);
Составление словосочетаний,
указывающих
на
пространственное расположение предметов (тут, там,
здесь, слева, справа, туда, сюда и т.д)
Использование глаголов во множественном числе
(достань- достаньте, принеси- принесите, измени –
измените…);
Составление словосочетаний с личными и указательными
местоимениями (я, ты, он, она, этот, тот, такой,
столько).
Составление словосочетаний посредством предлогов в, на,
под, обозначающих местоположение, направление (на
столе, под
стулом, в салатнице); составление
словосочетаний: признак + предмет (спелый абрикос, синяя
слива, сочное яблоко, сладкие апельсины).
Словообразование:
(Листопад, соковыжи-малка, пылесос)
составление
словосочетаний
с
существительными
мужского и жен-ского рода и глаголами настоящего
времени 3-го лица (заяц замер, зайчиха замерла, …)
- составление словосоче-таний с сущ. в винит. падеже с
предлогами в, на, под, отвечающими на вопрос куда?
(зреет на дереве, собираем в корзину, упало под яблоню)
составление словосочетаний с существительными в
предложном падеже с предлогами в, на (в значении
местонахождении предмета, отвечающими на вопрос где? )
-составление
словосочетаний
числительное
+
существительное (один апельсин, два апельсина, пять
апельсинов).
Словообразование:(сухофрукты)
образование качественных
прилагательных:
ягода - ягодный, апельсин- апельсиновый, ананас ананасовый Расширение словарного запаса по темам
«Наши школа», «Столовая (посуда,
продукты)»,
«Спальня
(мебель, спальные принадлежности,
белье, одежда)».
«Наши школа», «Игровая комната (игры, игрушки)»
«Комнатные растения».«Деревья и кустарники».
«Осенние работы в саду, огороде». «Овощи, фрукты,
ягоды».

13

4.

Сонорные
звуки [Л][Л']

6

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
Определение количества звуков, их последовательности
в слове из 3-5 звуков без стечения согласных.
Составление схемы слова из 2х слогов без стечения
согласных с выделением ударного слога (халат, молот,
мелок, холод, пенал, укол, дятел, колун, бокал, белый).
Выбор слова к соответствующей графической схеме
Выделение ударного гласного в слове, последнего звука в
слове.
Закрепление слогового анализа слов из 2-3 слогов, с
опорой на гласные звуки.
Практическое закрепление понятий «гласный —
согласный» звук «Осень», «Птицы». «Животные»,
«Домашние животные».
«Наш город», «Транспорт». Лексика:
Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов (ла-ля-ла,
лёло-лё…).
Дифференциация звуков по твердости — мягкости.
Сравнение звукового состава слов (лук-люк, мел-мель,
уголуголь, галка - галька).
Преобразование слов за счет замены одного звука (галка палка - полка, белка – булка )
-составление словосочетаний с существительными
мужского и женского рода и глаголами прошедшего
времени первого и третьего лица (лодка плыла, Николай
плыл)
с существительными в родительном падеже с
предлогом у в значении принадлежности (у Клавы, у волка,
у белки) составление словосочетаний с существительными
в родительном падеже в значении отрицания (нет тополя,
нет липы, нет льва).
Словообразование: Лед – ледок – льдина – льдинка –
ледник – ледовый – ледяной – гололед; составление
словосочетаний с сущ. в тв. падеже без предлога в
значении орудия или средства действия
(подметал метлой, копал лопатой)
составление словосочетаний местоим. 2-го лица +
глагол (ты бежал – вы бежали, ты шел–вы шли)

14

5.

Шипящие
звуки
[Ш][Ж],
дифференциа
ция
свистящих шипящих
звуков.

10

Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с
меняющейся гласной и ударением (шА-шо-шу,ша-шО-шу,
ша-шо-шУ,…).
Слоговой и звуковой анализ 2-3 сложных слов без
стечения согласных (шина, ушиб, шорох, мешок, машина,
малыши,…).
Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме
Дифференциация звуков схожих по акустическим.
признакам: в прямых слогах; в обратных слогах;
Распределение предметных картинок, названия которых
отличаются одним звуком (Машка – маска, башня – басня,
крыша - крыса). Преобразование слов за счет замены
одного звука на другой. Выделение звука из ряда звуков,
слогов, слов.
Составление схемы трехсложного слова с закрытым
слогом в конце(мужичок, утюжок, ежонок, ежиный).
Подбор слов с заданным количеством звуков.
Составление слов из заданной последовательности звуков
Дифференциация звуков по глухости - звонкости в прямых
слогах; в обратных слогах.
Распределение предметных картинок, названия которых

15

включают дифференцируемые звуки.
Преобразование слов за счет замены одного звука на
другой.
Звуковой анализ слов с йотированной гласной вначале
Дифференциация звуков схожих по акустическим
признакам: в прямых слогах; в обратных слогах.
Распределение предметных картинок, названия которых
«Наш
город»,
«Магазин».
включают
дифференцируемые звуки.
Преобразование слов за счет замены одного звука на
другой (зал-жал, залей-жалей, жевать-зевать).
Звуковой анализ слов с йотированной гласной в начале
(южный, язык, ёжик, …)
Лексика: «Наш город», «Магазин».
Грамматика: составление словосочетаний с
существительными с суффиксами –ик-, -ек-, -к(уменьшительноласкательными);
с существительными в дательном падеже без предлога в
значении адресата действия (напишу Мише); с
существительными в творительном падеже с предлогами
под, над, за (над машиной, за шкафом, под вешалкой).
Словообразование: (пешеход – пешеходный)
Лексика: «Наш город», «Правила дорожного движения»,
«Дорожные знаки» Грамматика: соотнесение вопросов что
делает? что делал? со временем действия (спешил – спешу,
смешил – смешу)
составление словосочетаний
обозначающих переходность
действия на предмет (моет чашку, стол) Лексика:
«Наш город», «Транспорт».
Грамматика: составление словосочетаний с
существительными в винительном падеже в зависимости
от рода и обозначения одушевленности и
неодушевленности (вижу жаворонка, вижу одежду,
вижу журнал)
с существительными в родительном падеже в без предлога
(нет жука, нет журнала)
Лексика: «Зима», «Хвойные и лиственные деревья».
Грамматика: составление словосочетаний с сущ. в
родительном падеже с предлогами из, с, от, около в
значении места, откуда совершается действие (вышел из
леса, сошел с поезда,
отъехали от гаража, живет около школы);
существительное в именительном падеже +
прилагательное (пушистый медвежо-нок, колючий
ёжик); местоимения первого лица + глаголы.
Словообразование: (многоэтажный)
Лыжи - лыжня- лыжный – лыжник
Лексика: «Зима на реке», «Дикие животные зимой».
Грамматика: составление словосочетаний с
существительными орудийного значения и глаголами
настоящего времени (подметает метлой)

16

составление словосочетаний глагол + существительное в
дательном падеже с предлогом к в значении лица или
места, к которому направлено действие (побежал к забору,
прижался к стене)

17

6.

Сонорные
звуки [Р][Р']

10

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
Воспроизведение слоговых рядов из 3 прямых, обратных,
закрытых слогов (ра-ро-ру, ар-ор-ур, ран-рон-рун, варворвур, … ).
Определение последовательности звуков слове.
Слоговой и звуковой анализ 1-2 сложных слов со стечением
согласных в начале слова (трава – дрова, трап – драп, …).
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Преобразование слов за счет замены одного звука на
другой (кепка – репка, печка – речка, море – горе, прятки –
прялки, …).
Звуковой анализ слов с мягким и твердым знаком (дверь,
хорьки, …)
Дифференциация звуков по твердости — мягкости.
Выделение ударного гласного в слове, составление схемы
слова из 2-3 слогов со стечением согласных (шрам, арка,
репка, драка, персик, крякать, хрюкать, дремать, кричать,
, …).
Определение звуков,
стоящих
перед или
после определенного звука
Дифференциация акустически сходных звуков
• в прямых слогах;
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.
Определение звуков, стоящих перед или после
определенного звука.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога
(ров – лов, малина - Марина) Лексика:
«Зима», «Дикие животные зимой», «Зимняя одежда
и обувь». Грамматика:
-составление словосочетаний: с существительными в
творительном падеже с предлогом с в значении
совместимости или сопровождения (пирог с творогом, с
курагой)
-составление словосочетаний: с существительными
множественного числа с окончаниями –ы(-и), -а(-я) и
глаголами настоящего времени.
Словообразование: (водопровод, кинотеатр)
Лексика: «Моя семья», «Мой дом», «Речевой
этикет дома». Грамматика:
-составление словосочетаний: числительное +
существительное;
с существительными в родительном падеже с
предлогом у и без предлога, в значении принадлежности
предмета или его отрицания (у пескаря, нет пескаря)
с существительными в винительном и творительном

18

падежах единственного числа
Лексика: «Моя семья», «Правила поведения в гостях и
дома», «Семейные праздники».
Грамматика:
-составление словосочетаний: с существительными в
предложном падеже с предлогами в, на (лежит в коробке,
на коробке)
-

с существительными с суффиксами -ист-, -щик-, -

чик-, щиц(а)-, -тель-, -арь- обозначающими лиц по роду их
деятельности (строитель, тракторист, продавщица,
пекарь, …).
Словообразование: (водопровод, кофеварка, кофемолка,
пароварка)
Лексика: «Моя семья», «Моя мама», «Восьмое марта».
Грамматика:
-составление словосочетаний: местоимение 2-го лица +
глагол (ты шел – вы шли, ты прыгаешь – вы прыгаете);
с существительными в творительном падеже с
предлогами под, над, за (за дверью, под стулом, над
кроватью);
с существительными в различных падежах.
Словообразование: (водопровод, кинотеатр, ледоход,
сельскохозяйственный, черноглазый, кареглазый,
черноволосый)

19

7.

Аффрикаты
Ч, Ц, Щ

16

Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с
меняющимся ударением (ча-ча-чА, ча-чА-ча, чА-ча-ча).
Звуковой анализ 2-3-сложных слов со стечением согласных
(внучок, значок, громче, мягче, тапочка, выпечка,
тайничок,
…).
Звуковой анализ слов с йотированными гласными в начале
слова, после гласной, после мягкого знака, после согласной
Выделение заданных звуков из ряда других.
Распределение предметных картинок, названия которых
включают дифференцируемые звуки.
Составление слов из данных вразброс слогов.
Подбор слова к данной звуковой и слоговой схеме
Определение наличия звука в слове.
Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных.
Выбор графической схемы к слову.
Составление слов из данных вразброс слогов
Дифференциация на слух существительных,
названия которых отличаются одним звуком (цапля
– сабля, сцена – стена, …). Составление слов из
данных вразброс букв
Определение количества звуков, их последовательности в
слове.
Определение порядкового номера звука в слове, линейной
последовательности звуков.
Составление слов из данных вразброс звуков
Лексика: «Моя Родина - Россия».

20

Грамматика: составление словосочетаний:
с существительными в дательном падеже с
предлогом к в значении лица или места к которому
направлено действие
(подошел к цветку, к птице);
-

8.

Повторение

3

9.

Обследовани
е речи

3

№п/
п

Тема урока

Кол-во
часов

с существительными с суффиксами –ица-,

обозначающими лиц женского рода по виду их
деятельности (художница, школьница, учительница)
Лексика: «Цветы и травы», «Насекомые».
Грамматика: составление словосочетаний:
с существительными в творительном падеже с
предлогом с, в значении совместимости или
сопровождения (идет с учительницей);
составление словосочетаний обозначающих
временные отношения (дворец строят
– строили, огурец рос -растет, страус бежал – бежит)
Лексика: «Скоро лето», «Летний лес», «Летом на реке»
«Рыбы».
Грамматика: составление словосочетаний:
с существительными с суффиксом -ищ- в значении
увеличения (волчище, хвостище, …);
с переходными глаголами (моет чашку), с
глаголами, указывающими на орудийность или средство
действия
(водит (что?) автобус, подметает (чем?) метлой)
Составление
сложноподчиненных
предложений
с
использованием союзных слов потому что, поэтому.
Чтение рассказов с послетекстовыми упражнениями и
пересказом
Дифференциация слов идентичной слоговой структуры,
включающих в себя йотированные гласные (Любка – юбка,
ямка - лямка). Составление слов из данных вразброс букв,
слогов.
Лексика: «Космос», «Экология».
2. Грамматика:
-составление словосочетаний: с
существительными в различных падежах. 3.
Словообразование:
Космос- космонавт- космический; путь – путник –
путевой - спутник
Выполнение диагностических работ

2 – 4 КЛАССЫ
Характеристика видов деятельности обучающихся

21

1.

№п/
п

Обследован
ие речи
обучающего
ся

4

Тема урока

Кол-во
часов

Выполнять диагностические задания

Характеристика видов деятельности обучающихся

2.

Звукопроизн
ошение

Выполнять артикуляционную гимнастику.
Правильно произносить гласные и «простые» согласные
(заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки
произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные
звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со
стечением согласных
Правильно произносить пройденные звуки и различать их по
акустическим и артикуляционным признакам
Чётко и слитно произносить односложные, двусложные и
трёхсложные слова различного слогового состава с
выделением ударного слога.

3.

Просодическ
ая
сторо
на
речи

Регулировать плавный продолжительный выдох при
произнесении предложений и текстов.
Регулировать оптимальную силу голоса.
Называть основные органы артикуляционного аппарата.
Выполнять артикуляциионные движения в соответствии с
речевой инструкцией.
Удерживать артикуляционную позу и переключаться на
другую.
Воспроизводить несложный ритм. Воспроизводить
интонационно верно, с соблюдением пауз и логических
ударений предложения и тексты.
Демонстрировать сформированные произносительные
навыки (четкое произношение, адекватную интонацию,
соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных
текстов.
Воспроизводить простой стихотворный текст в заданном
темпе; воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///)
Использовать паузу для ритмической организации речи;
различать на слух типы предложений (вопросительные,
побудительные, повествовательные).
Воспроизводить
предложения
и
тексты
плавно,
эмоционально выразительно; интонационно верно, с
соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить
предложения и тексты.

22

4.

Фонематиче
ские
процессы

Различать на слух слова с близкими по артикуляционным и
акустическим
признакам
фонемами
Повторять
воспринятый на слух слоговой ряд из 2 – х, 3 – х слогов.
Дифференцировать твердые/мягкие,
звонкие/глухие,
свистящие/шипящие согласные.
Выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква,
слово).
Давать
характеристику
звукам
русского
языка.
Дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и
безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие
согласные. Определять последовательность, количество,
место звука в словах простой звукослоговой структуры.
Выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5
слогов.
Сравнивать две формы одного и того же слова с
различным ударением.
Различать односложные, двусложные и трёхсложные слова
по количеству слогов;
проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных
слов, произношение которых совпадает с написанием, в
том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный
слог. Составлять схему дву- и трехсложного слова.
Осуществлять синтез слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков; слов
из 5-6 слогов, 6-7 звуков.
Определять последовательность, количество, место звука в
словах сложной звукослоговой структуры.
Осуществлять перенос ударения с одного слога на другой
при образовании грамматических форм.
Составлять схему четырехсложного слова со стечением
согласных.Воспроизводить слоговые ряды (из 3 – 5 слогов)
с меняющимся ударением.
Воспроизводить серии слогов со стечением согласных
(шва-ста-зва).
Употреблять в речи слова сложной звукослоговой
структуры (сковородка, скворечники, представление).
Воспроизводить серии слогов со стечением согласных и
оппозиционными звуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал)
четко и правильно произносить звуки в многосложных
словах с закрытыми слогами, стечением согласных и
наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение,
мороженщица, подтверждение).

23

5.

Лексикограмматичес
кий строй

6.

Связная речь

Использовать в речи накопленные
представления.
Переводить пассивный речевой запас в активный
словарь. Понимать обобщающие значения слов.
Обогащать
активный
словарь
словами,
обозначающими предметы, явления, действия и
признаки
окружающей
действительности.
Сопоставлять предметы и явления. Использовать в
речи слова-синонимы и слова-антонимы.
Расширять понимание значения простых предлогов и
обучение
их правильному использованию в
самостоятельной речи. Усваивать притяжательные и
определительные
местоимения,
указательные
наречия,
количественные
и
порядковые
числительные, использовать их в экспрессивной речи.
Использовать в экспрессивной речи некоторых форм
словоизменения: окончаний имен существительных в
единственном
и
множественном
числе
в
именительном падеже, в косвенных падежах без
предлога и с простыми предлогами; окончаний
глаголов настоящего времени, глаголов мужского и
женского рода прошедшего времени.
Усваивать
некоторые способы словообразования и на этой
основе использовать в экспрессивной речи
существительных
и
прилагательных
с
уменьшительноласкательными суффиксами, глаголов
с различными приставками.
Пользоваться несклоняемыми существительными.
Согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе, падеже. Составлять
простые и сложные предложения по вопросам, по
картинке и по демонстрации действия, распространять
их однородными членами.
Вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Отвечать на вопросы кратко и полно, задавать
вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до
конца. Составлять рассказ-описание о предметах и
объектах по образцу, предложенному плану; связному
рассказу о содержании серии сюжетных картинок и
сюжетной картины по предложенному педагогом или
коллективно составленному плану. Пересказывать
хорошо знакомые сказки и тексты..
Составлять рассказ по наблюдениям.
Составлять предложения и тексты, не объединенных
общей темой.
24

7.

Профилакти
ка
нарушений
чтения
и
письма

Различать зрительные образы букв и графически
правильно воспроизводить их;
Дифференцировать графически сходные рукописные
буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и
др.;
заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.
делить слова на слоги для переноса
Обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь,
букв и, е, ё, ю, я.
Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.
Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.
Составлять слова из слогов. Добавлять пропущенный
слог, анализировать значение слов. Выделять из слов
последние слоги, составлять из них слова. Составлять
слова из слогов, данных в разбивку. Наблюдать
различие между словами, различающихся местом
ударения, устанавливать различие в значении слов.
Различать предложение и слово. Составлять
предложения из набора слов. Определять лексическое
значение слов Распределять слова по группам.
Группировать предметы с учетом общих признаков.
Подбирать обобщающие слова.
Ставить вопросы к словам-предметам.
Анализировать слоговой состав слова. Выделять
гласные из ряда слогов, слов. Соотносить количество
слогов с количеством гласных. Наблюдать различие
между словами, различающихся местом ударения,
устанавливать различие в значении слов. Объяснять
способ проверки безударных гласных в корне слова.
Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но
разными по написанию.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА»
Информационно-коммуникативные средства:
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и
индивидуальной работы.
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
Материально-технические средства: компьютерная техника (персональный
компьютер учителя, персональные ноутбуки учеников),
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц,
Учебно-методическое обеспечение:
1. Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [р-рь]. Киров.: 2009 2.
Бортникова Е.А. Учимся читать. Рабочая тетрадь. –М.: Просвещение, 2009.
3.
Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [з-зь]. Киров.: 2009
4.
Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [л-ль]. Киров.: 2009
25

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [с-сь]. Киров.: 2009
Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [ш-ж]. Киров.: 2009
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у
детей. - М.: Просвещение,1972.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [л]. М.: Гном2013
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [ль]. М.: Гном2013
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [р]. М.: Гном2013.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [рь]. М.: Гном2013
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [с,з,ц]. М.: Гном2013
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [сь; зь]. М.: Гном2013
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [ч;щ]. М.: Гном2013 15.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [ш;ж]. М.: Гном2013
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших
школьников. - М.: Владос, 1997.
Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке.- СП.: 2009.
Электронное пособие. Начальная школа. Развивающие задания и упражнения.
Коррекция письма.

26

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».