РП_5.1 Коррекционно развивающие занятия

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
1-4 классы

Екатеринбург
2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» .............................................................................................................. 3
ОБЩАЯ

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ» ........................................................................................................................................ 3
ХАРАКТЕРИСТИКА

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ » В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ............................................................................................................................. 4
ОПИСАНИЕ

«КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» .............................................................................................................. 4
ЦЕННОСТНЫХ

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ОРИЕНТИРОВ

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» .............................................................................................................. 5
РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ » ............... 7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ» С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

............................... 13

ПЕРВЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ............................................................................................ 14
1

КЛАСС

....................................................................................................................................... 13

2 КЛАСС ......................................................................................................................................... 15
3 КЛАСС ......................................................................................................................................... 17
4 КЛАСС ......................................................................................................................................... 19
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ » .............................................................................. 22

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) разработана в соответствии
с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, программой формирования универсальных учебных
действий, с опорой на комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ТНР.
Цель коррекционного курса: формирование школьно-значимых умений и навыков,
универсальных учебных действий, а также приемов умственной деятельности. Задачи
коррекционного курса
формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей,
явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
формирование и развитие мыслительных операций;
коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
формирование и развитие пространственной ориентировки;
обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля,
целенаправленности деятельности;
воспитание самостоятельности в работе;
формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой
сферы;
формирование сенсомоторных координаций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ»
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» является обязательным для
реализации в рамках учебного плана. Он направлен на коррекцию познавательных и
мыслительных процессов у школьников, получающих образование в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Работа учителядефектолога с
обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» рассчитан на детей
младшего школьного возраста от 7 до 11 лет, имеющих заключение психологомедикопедагогической комиссии вне зависимости от вида адаптированной основной
образовательной программы.
Теоретико-методологической
основой
коррекционного
курса
«Коррекционноразвивающие занятия» является взаимосвязь трех подходов:
нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных
трудностей;
комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о
ребенке;
междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно распределенную
деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность
отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития
3

детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников,
педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося
коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий
к развитому сотрудничеству).
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные
корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций
ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания,
воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу
включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную
мотивационную установку.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими
упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в
памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора
на чувственное познание детей, на их личный опыт. Использование развивающих игр и
упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной
деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая
помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. Варианты игр позволяют
учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс
обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» входит в состав
коррекционно-развивающей области учебного плана и является обязательной частью
внеурочной деятельности.
На реализацию коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»
отведено 2 часа в неделю в 1 – 4 классах.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» рассчитан на 270: 1
класс – 66 часов (33 учебные недели); 2 – 4 классы — 204 часа (34 учебные недели).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Коррекционно-развивающие занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к
учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют
профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают
лучшему усвоению учебной информации.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы,
последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и
коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать
сферу жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ.
Коррекционно-развивающие занятия полезны для освоения всех предметных
областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов,
саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и (или)
4

мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально
созданных условиях.
Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации,
формировании сферы жизненной компетенции.
Важнейшее и системообразующее значение имеет раздел «Формирование и развитие
произвольной регуляции деятельности», направленный на формирование и
совершенствование произвольной регуляции. Формирование этой способности
рассматривается как приоритетная задача психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в целом и поэтапно осуществляется на протяжении практически
всех лет обучения с постепенным наращиванием требований к самостоятельной
организации деятельности и контролю результатов.
Эффективность дефектологических занятий может быть достигнута только при
обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное
взаимодействие
учителя-дефектолога
с
учителем,
педагогом-психологом,
учителемлогопедом, родителями и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Личностные результаты:

осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;

5

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми ритуалами
социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных
технологий;
способность к осмыслению и дифференциации
временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:

картины

мира,

ее

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
формирование базовых уровней усвоения материала;

6

оказание помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательное отношение при объяснении ошибок и способов их
устранения;
формирование уровня психического, умственного, физического развития
ребенка возрастной норме;
развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;
коррекция недостатков письменной речи;
формирование и освоение элементарных математических действий.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Все разделы программы коррекционного курса занятий взаимосвязаны, по каждому
спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит
комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но
однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному
психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений
о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной
моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной
памяти).
1 КЛАСС
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (16
часов.). Стартовая диагностика обучающихся. Обследование детей, комплектование групп
для коррекционных занятий. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и
повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков,
бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа). Определение на ощупь
плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры
с крупной мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Формирование
ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных
частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных
музыкальных инструментах).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (16
часов), из них: формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе
выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных
геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу.
Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных
величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их
выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).
7

Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление
целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное
восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение
изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения
для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа). Контрастные температурные
ощущения (холодный –горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный).
Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и
сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый –лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и
речевым звукам.
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов). Ориентировка на собственном теле:
дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.
Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).
Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в
помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 9. Восприятие времени (5 часов). Сутки. Части суток. Работа с графической
моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность
событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Итоговая диагностика
обучающихся
2 КЛАСС
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (16
часов). Стартовая диагностика обучающихся. Обследование детей, комплектование групп
для коррекционных занятий. Обучение целенаправленным действиям по инструкции
педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с
мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики
руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка
в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа
с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа). Определение на ощупь
предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые).
Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое
состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Формирование
ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и
нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»:
копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных,
природных явлений).
8

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14
часов). Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3
предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина),
обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и
величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по
заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным
цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали –машина,
дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из
частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение
изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у
двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (23
изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной
последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов). Температурные ощущения от
тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь.
Градусника. Вкусовые качества (сладкое –горькое, сырое –варёное), обозначение словом
вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий –мягкий, свежий –испорченный).
Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное
обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый –
средний-лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,
колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и
длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру
(весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу
знакомых людей.
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов). Ориентировка в помещении,
понятия «ближе» -«дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом
направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение
плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством
предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов). Порядок месяцев в году. Времена года.
Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц).
Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью
до 1 часа).
Итоговая диагностика обучающихся
3 КЛАСС
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (13
часов). Стартовая диагностика обучающихся. Обследование детей, комплектование групп
для коррекционных занятий. Развитие согласованности движений на разные группы мышц
(броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным
9

действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая
гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений
(завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и
геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование
бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги
по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной»
аппликации.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов). Определение различных
свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие –жёсткие, мелкие –крупные). Восприятие
поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь
контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином
(раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Формирование
ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза,
рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных
ощущений. Выразительность движений –имитация животных (походка гуся, зайца,
кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14
часов). Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных
геометрических фигур –круга иовала. Комбинирование разных форм из геометрического
конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей
предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному
признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по
его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких
деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (45
деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 часов).
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование
бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры
типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх
предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов). Развитие осязания (теплее –
холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник).
Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее –легче –самый
лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Определение направления звука в пространстве (справа –слева –спереди –сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу;
прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов). Ориентировка в помещении по
инструкции педагога. Понятия: выше –ниже, левее –правее, рядом и др. Вербальное
обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие
10

пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов
относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на
вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.
Пространственная ориентировка наповерхности парты, расположение и перемещение
предметов по инструкции педагога.
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов). Определение времени по часам.
Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1
час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Итоговая диагностика обучающихся.
4 КЛАСС
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (11
часов). Стартовая диагностика обучающихся. Обследование детей, комплектование групп
для коррекционных занятий. Развитие согласованности движений на разные группы мышц
при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных
действий по трёх-и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей
деятельности.
Соотношение
движений
с
поданным
звуковым
сигналом.
Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя
руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины
изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на
глаз изображений предметов.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов). Определение на ощупь
разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий,
горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров
предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с
пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Произвольное и по
инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация
собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч,
наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12
часов). Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам;
обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы,
величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным
признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления
предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный
огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по
словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием
объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов.
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в
произвольном порядке (5-7 частей).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных
изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание
5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные

11

или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов). Развитие дифференцированных
осязательных ощущений (сухое –ещё суше, влажное –мокрое), их словесное обозначение.
Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения
температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий –
слаще, кислый –кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и
измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью
условной меры. Противоположные качества предметов (чистый –грязный, тёмный –
светлый, вредный –полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами
(открыть –закрыть, одеть –раздеть, расстегнуть –застегнуть).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности,
высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный
звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование
чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 8. Восприятие пространства (6 часов). Ориентировка в помещении и на
улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога,
связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта.
Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем
и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций
(расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление
простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и
перемещение на нём предметов, игрушек.
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов). Определение времени по часам.
Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью
календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.
Использование в речи временной терминологии.
Итоговая диагностика обучающихся.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№
п/
п

Тема

Кол-во
часов

Характеристика видов деятельности
обучающихся

1 КЛАСС
1.

Развитие крупной и мелкой
моторики, графомоторных
навыков

16

Обводить и рисовать по трафарету.
Штриховать в разных направлениях.
Синхронизировать работу обеих рук
(штриховка, нанизывание). Работать с
ножницами. Делать аппликацию.
Выполнять графический диктант по
показу.

2.

Тактильно-двигательное
восприятие

4

Определять на ощупь величины
предмета (большой, маленький,
самый маленький). Дидактическая
игра «Чудесный мешочек».
Определять на ощупь предметы с
разными свойствами (мягкие,
жёсткие, холодные, тёплые, гладкие,
шершавые). Определять на ощупь
формы предметов.

3.

Кинестетическое и кинетическое
развитие

4

Имитировать движение поз (повадки
животных, природных явлений).
Формировать ощущения от
статических и динамических
движений различных частей тела
(верхние и нижние конечности,
голова, тело), вербализация
ощущений. Дидактическая игра
«Море волнуется».

13

4.

Восприятие формы, величины,
цвета; конструирование
предметов

16

Формирование набора эталонов
геометрических фигур и их вариантов
(круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, куб, шар); обозначать
словом. Сравнивать
2-3 предмета по основным
параметрам величины (размер,
высота, длина, толщина),
обозначение словом. Группировать
предметы по одному-двум признакам
(по форме и величине, по цвету и
форме). Конструировать предметы из
геометрических фигур (2-4 детали –
машина, дом…). Различать основные
части хорошо знакомых предметов.
Составлять целое из частей на
разрезном наглядном материале (3-4
детали).

5.

Развитие зрительного восприятия
и зрительной памяти

5

Различать «наложенные»
изображения предметов (2-3
изображения). Запоминать 3-4
предмета, игрушки и воспроизводить
их в исходной последовательности.
Определять изменения в
предъявленном ряду картинок,
игрушек, предметов. Находить
различия у двух сходных сюжетных
картинок.

6.

Восприятие особых свойств
предметов (развитие осязания,
обоняния, вкусовых качеств,
барических ощущений)

4

Ощущать температуру от теплых,
горячих, холодных предметов.
Измерять температуру воздуха с
помощью градусника. Воспринимать
чувства тяжести от разных предметов
(вата, гвозди, брусок); словесное
обозначение барических ощущений.
Сравнивать три предмета по весу
(тяжелый – средний – легкий).

7.

Развитие слухового восприятия и
слуховой памяти

5

Характеризовать звуки по громкости
и длительности (шумы, музыкальные
и речевые звуки). Различать по голосу
знакомых людей. Различать мелодии
по характеру (весёлая, грустная).

14

8.

Восприятие пространства

7

Ориентироваться в помещении,
понятия «ближе» - «дальше»;
двигаться в заданном направлении,
обозначать словом направления
движения. Ориентироваться в поле
листа (выделение всех углов).
Располагать
плоскостные и
объёмные предметы в вертикальном
и горизонтальном поле листа.
Выражать
пространственные
отношения между конкретными
объектами посредством предлогов.
Пространственная ориентировка на
поверхности парты.

9.

Восприятие времени

5

Измерять время (сутки, неделя,
месяц); упражнения на графической
модели «Сутки». Определять
последовательность событий (смена
времени суток).

2 КЛАСС
1.

Развитие крупной и мелкой
моторики, графомоторных
навыков

16

Координировать движения (игры
типа «Тир», игры с мячом, обручем).
Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением. Развивать моторику
руки, формировать графические
навыки. Обводить и рисовать по
трафарету. Штриховать в разных
направлениях.
Синхронизировать работу обеих рук
(штриховка, нанизывание). Работать с
ножницами. Делать аппликацию.
Выполнять графический диктант по
показу.

2.

Тактильно-двигательное
восприятие

4

Определять на ощупь предметы с
разными свойствами (мягкие,
жёсткие, холодные, тёплые, гладкие,
шершавые). Определять на ощупь
формы предметов. Работать с
пластилином и глиной (твёрдое и
мягкое состояние). Играть со средней
мозаикой.

15

3.

Кинестетическое и кинетическое
развитие

4

4.

Восприятие формы, величины,
цвета; конструирование
предметов

14

Формировать ощущения от
статических и динамических
движений различных частей тела
(верхние и нижние конечности,
голова, тело), вербализация
ощущений. Игры типа «Зеркало»:
копирование поз и движений
ведущего. Имитировать движение
поз (повадки животных, природных
явлений).
Сравнивать 2-3 предмета по
основным параметрам величины
(размер, высота, длина, толщина),
обозначение словом. Группировать
предметы по одному-двум признакам
(по форме и величине, по цвету и
форме). Составлять сериационные
ряды из 3-4 предметов по заданному
признаку. Различать цвета и оттенки.
Подобрать оттенки цвета к основным
цветам. Конструировать предметы из
геометрических фигур (2-4 детали –
машина, дом…). Различать основные
части хорошо знакомых предметов.
Составлять целое из частей на
разрезном наглядном материале (3-4
детали).

5.

Развитие зрительного восприятия
и зрительной памяти

5

Определять изменения в
предъявленном ряду картинок,
игрушек, предметов. Находить
различия у двух сходных сюжетных
картинок. Различать «наложенные»
изображения предметов (2-3
изображения). Запоминать 3-4
предмета, игрушки и воспроизводить
их в исходной последовательности.
Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.

16

6.

Восприятие особых свойств
предметов (развитие осязания,
обоняния, вкусовых качеств,
барических ощущений)

6

Ощущать температуру от теплых,
горячих, холодных предметов.
Измерять температуру воздуха с
помощью градусника. Вкусовые
качества (сладкое – горькое, сырое –
варенное), обозначение словом
вкусовых ощущений. Контрастные
ароматы (резкий – мягкий, свежий –
испорченный). Воспринимать
чувства тяжести от разных предметов
(вата, гвозди, брусок); словесное
обозначение барических ощущений.
Сравнивать три предмета по весу
(тяжелый – средний – легкий).

7.

Развитие слухового восприятия и
слуховой памяти

5

Дифференцировать звуки шумовых и
музыкальных инструментов
(погремушка, колокольчик, бубен,
гармошка, барабан, ложки).
Характеризовать звуки по громкости
и длительности (шумы, музыкальные
и речевые звуки). Различать мелодии
по характеру (весёлая, грустная).
Подражать звукам окружающей
среды. Различать по голосу знакомых
людей.

8.

Восприятие пространства

7

Ориентироваться в помещении,
понятия «ближе» - «дальше»;
двигаться в заданном направлении,
обозначать словом направления
движения. Ориентироваться в поле
листа (выделение всех углов).
Располагать плоскостные и объёмные
предметы в вертикальном и
горизонтальном поле листа.
Выражать пространственные
отношения между конкретными
объектами посредством предлогов.
Пространственная ориентировка на
поверхности парты.

17

9.

Восприятие времени

7

Знакомить: с порядком месяцев в
году; с временами года. Работать с
графической моделью «Времена
года». Измерять время (сутки,
неделя, месяц); часы, их
составляющие (циферблат, стрелки).
Определять время по часам (с
точностью до 1 часа).

3 КЛАСС
1.

Развитие крупной и мелкой
моторики, графомоторных
навыков

13

Выполнять пальчиковую гимнастику
с речевым сопровождением.
Обводить контур изображений
предметов и геометрических фигур,
дорисовывать незаконченные
геометрические фигуры. Рисовать
бордюры. Графический диктант
(зрительный и на слух). Вырезать
ножницами из бумаги по контуру
предметных изображений.

2.

Тактильно-двигательное
восприятие

5

Определять различные свойства и
качества предметов на ощупь (мягкие
– жёсткие, мелкие – крупные).
Находить на ощупь контур нужного
предмета из 2-3 предложенных.
Воспринимать поверхность на ощупь
(гладкая – шершавая; колючая пушистая). Дидактическая игра «Что
бывает ... (пушистое)». Работать с
глиной, тестом и пластилином
(раскатывание, скатывание,
вдавливание).

3.

Кинестетическое и кинетическое
развитие

4

Выполнять упражнения по заданию
педагога, вербализировать
собственные ощущения.
Выразительность движений –
имитировать животных (походка
гуся, зайца, кенгуру…),
инсценировать.

18

4.

Восприятие формы, величины,
цвета; конструирование
предметов

14

Соотносить геометрические фигуры
с предметами окружающей
обстановки. Сравнивать и обозначать
словом формы 3-4 предметов.
Комбинировать разные формы из
геометрического конструктора.
Составлять сериационные ряды из 45
предметов по заданному признаку
величины. Составлять целое из
частей на разрезном наглядном
материале (4-5 деталей с разрезами
по диагонали и вертикали).

5.

Развитие зрительного восприятия
и зрительной памяти

6

Формировать умения устанавливать
причинно-следственные связи;
находить элементарные аналогии,
формировать понимания скрытого
смысла, развивать адекватные
реакции на юмор.

6.

Восприятие особых свойств
предметов (развитие осязания,
обоняния, вкусовых качеств,
барических ощущений)

6

Различать пищевые запахи и вкусы,
их словесно обозначать. Определять
различные свойства вещества
(сыпучесть, твердость,
растворимость, вязкость).

7.

Развитие слухового восприятия и
слуховой памяти

6

Определять направление звука в
пространстве (справа – слева –
спереди – сзади). Дидактическая игра
«Догадайся, откуда звук». Различать
мелодии по темпу; прослушивать
музыкальные произведения.
Выполнять действия по звуковому
сигналу. Дидактическая игра
«Прерванная песня».

8.

Восприятие пространства

7

Моделировать пространственное
расположение объекта относительно
друг друга (мебели в комнате) по
инструкции педагога. Дидактическая
игра «Обставим комнату». Делить
лист на глаз на 2 и 4 равные части.
Ориентироваться на вертикально
расположенном листе бумаги.

9.

Восприятие времени

7

Определять время по часам.
Объёмность времени (сутки, неделя,
месяц, год). Времена года, их
закономерная смена.

19

Длительность временных интервалов
(1 час, 1 минута, 1 секунда).
4 КЛАСС
1.

Развитие крупной и мелкой
моторики, графомоторных
навыков

11

Выполнять действия по трёх- и
четырёхзвенной инструкции
педагога. Соотносить движения с
поданным звуковым сигналом.
Штриховать изображения двумя
руками. Вычерчивать
геометрические фигуры,
дорисовывать симметричные
половины изображения. Графический
диктант с усложнённым заданием.
Вырезать ножницами на глаз
изображения предметов.

2.

Тактильно-двигательное
восприятие

5

Определять на ощупь разные
свойства и качества предметов, их
величины и формы (выпуклый,
вогнутый, колючий, горячий,
деревянный, круглый и т.д.).
Находить на ощупь два одинаковых
контура предмета из 4-5
предложенных. Закреплять
тактильные ощущения при работе с
пластилином, тестом, глиной. Играть
с мелкой мозаикой.

3.

Кинестетическое и кинетическое
развитие

4

Произвольно и по инструкции
педагога сочетать движение и позы
разных частей тела; вербализировать
собственные ощущения. Упражнения
на расслабление и снятие мышечных
зажимов.

20

4.

Восприятие формы, величины,
цвета; конструирование
предметов

12

Группировать предметы по двум
самостоятельно выделенным
признакам; обозначать словом.
Сравнивать и группировать
предметы по заданным параметрам
формы, величины, цвета. Составлять
сериационные ряды по
самостоятельно выделенным
признакам из 5-6 предметов.
Использовать простые меры для
измерения и сопоставления
предметов. Смешивать цвета.
Определять постоянные цвета (белый
снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавать
целое по одному фрагменту.
Определять предметы по словесному
описанию. Конструировать сложные
формы предметов с использованием
объёмных геометрических фигур
(треугольная призма, цилиндр и др.)
из 6-8 элементов. Составлять целое из
частей на разрезном наглядном
материале, предъявленном в
произвольном порядке (5-7 частей).

5.

Развитие зрительного восприятия
и зрительной памяти

7

Определять изменения в
предъявленном ряду картинок,
игрушек, предметов. Находить
различия у двух сходных сюжетных
картинок. Запоминать 3-4 предмета и
воспроизвести их в исходной
последовательности. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.

21

6.

Восприятие особых свойств
предметов (развитие осязания,
обоняния, вкусовых качеств,
барических ощущений)

10

Дифференцировать осязательные
ощущения (сухое – суше, влажное –
мокрое), их словесное обозначение.
Измерять температуру с помощью
измерительных приборов (градусник
для измерения температуры, воды,
воздуха). Дифференцировать
вкусовые ощущения (сладкое –
слаще, кислый – кислее). Ароматы
(парфюмерные, цветочные, др.).
Измерить вес разных предметов на
весах. Противоположные качества
предметов (чистый – грязный,
темный – светлый, вредный –
полезный) и противоположные
действия, совершаемые с предметами
(открыть – закрыть, одеть – раздеть,
расстегнуть – застегнуть).

7.

Развитие слухового восприятия и
слуховой памяти

6

Характеризовать неречевые, речевые
и музыкальные звуки по громкости,
длительности, высоте тона. Развивать
слухомоторную координацию.
Определять на слух звучания
различных музыкальных
инструментов. Различать по голосу
ребёнка и взрослого

8.

Восприятие пространства

6

Ориентироваться в помещении и на
улице; выполнить задание педагога,
связанного с изменением
направления движения.
Моделировать расположения
различных объектов по отношению
друг к другу в ближнем и дальнем
пространстве. Самостоятельно
моделировать пространственные
ситуации (расстановка мебели в
кукольной комнате); предоставление
словесного отчёта. Составлять
простейшие схемы-планы комнаты.
Ориентироваться на листе бумаги
разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман) и по-разному
расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом).

22

9.

Восприятие времени

7

Определять
время
по
часам.
Длительность различных временных
интервалов. Работать с календарём и
моделью
календарного
года.
Последовательность
основных
жизненных событий. Возраст людей.
Использовать в речи временные
терминологии.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Материально-техническое обеспечение:
раздаточный стимульный материал (диагностические тетради, серии
сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);
демонстрационный материал – репродукции картин художников,
дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;
магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями
различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
доска с магнитными держателями;
мультимедиапроектор и экран;
переносные носители информации;
наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
значительное количество расходного материала для изобразительной
деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды,
кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
материал для лепки;
защитные клеенки на столы;
тетради для записей.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты
и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
2.
Симановский
А.
Э.
Развитие
творческого мышления
детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
3.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
4.
Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников», Москва, изд-во
РОСТ, 2011
5.
Л.В. Тихомирова «Развитие логического мышления для детей»,
Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002
6.
Л.В. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»,
Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002
23

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».