РП_5.1__Логопедическая ритмика

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
(вариант 5.1.)
1– 4 классы

Екатеринбург
2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» ...................................................................................................... 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» ................. 3
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
........................................................................................................................................................ 4
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
РИТМИКА» ....................................................................................................................................... 4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
РИТМИКА» ....................................................................................................................................... 4
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» ..................................... 7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ

КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА »

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................... 9

1 КЛАСС (33 ЧАСА) .......................................................................................................................... 9
2 КЛАСС (34 ЧАСА) ........................................................................................................................ 10
3 КЛАСС (34 ЧАСА) ..................................................................................................................... 11
4 КЛАСС (34 ЧАСА) ..................................................................................................................... 12
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» .................................................................................................... 13

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) разработана в соответствии с
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, программой формирования универсальных учебных
действий, с опорой на комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ТНР.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - преодоление нарушений
речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы
двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции
движений, музыки и речи.
Основные задачи реализации курса «Логопедическая ритмика»:
развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики; развитие
дыхания и голоса;
развитие чувства темпа и ритма в движении; воспитание
координации речи с темпом и ритмом музыки; коррекция речевых
нарушений средствами логопедической ритмики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Коррекционный курс «Логопедическая ритмика» является неотъемлемой частью
логопедической методики. Она способствует преодолению разнообразных речевых
расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного
языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата).
Коррекционный курс «Логопедическая ритмика» направлен на обеспечение
коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с ТНР и оказание помощи
детям данной категории в освоении адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ТНР.
Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения,
формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения
передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.
В коррекционном курсе выделяют два основных направления в работе:
развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации
движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства
музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти и
внимания; развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания,
голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие
артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание
правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические
движения, упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и
музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и
артикуляции.
Программа решает задачи по формированию правильного произношения, развитию
навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать
нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в
3

сочетании со словом и музыкой, формировать темп, ритм, мелодическую выразительность
речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внимание,
память, зрительно-пространственную организацию движений, пространственное
восприятие и пространственные представления.
Музыкально-ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры,
развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с
музыкой и речью. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
РИТМИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный
курс
«Логопедическая
ритмика»
входит
в
состав
коррекционноразвивающей области учебного плана и является обязательной частью
внеурочной деятельности.
На реализацию коррекционного курса «Логопедическая ритмика» отведено по 1 часу
в неделю в 1 – 4 классах.
Курс рассчитан на 135 часов:1 класс – 33 часа (33 учебные недели), 2 – 4 класс – по
34 часа (34 учебные недели).
ОПИСАНИЕ

ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТИРОВ

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Занятия по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» представляет
обучающимся возможности для культурной и творческой деятельности, позволяет сделать
более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение знаний умений по курсу предполагает формирование опыта
эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами
музыкально-творческой деятельности, овладение универсальными учебными действиями,
что становится фундаментом обучения на дальнейших уровнях общего образования,
обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание его неразрывной связи
с жизнью.
Внимание на уроке логопедической ритмики акцентируется на личностном развитии,
нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших
школьников через эмпатию, идентификацию, эмоциональноэстетический отклик на
музыку, художественные произведения.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное формирование учебной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование
уважительного отношения к иному мнению и культуре других
4

народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать
и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных
форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических
средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых
средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей
ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно
разрешать конфликты посредством учета интересов
5

сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в
материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с
учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движения
рук в ускоренном и замедленном темпе; отмечать в движении акценты,
метр, ритмический рисунок; бегать легким пружинистым шагом с
высоким подниманием колен; прыгать на месте и с продвижением
на обеих ногах и попеременно; перестраиваться в кружки, сужать и
расширять их;
действовать с предметами в определенном ритме и чередовать ритмы,
автоматизируя движения; распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с
различными
динамическими оттенками; сохранять правильное формирование гласных при пении двух
звуков на один слог; различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных
народов; находить правильно нужный темп в соответствии с характером
музыкальных
произведений; различать в музыке и передавать движением двух-, трех- и четырехдольный
размер,
метр, акценты, ритмический рисунок; петь ритмично, выразительно; в унисон и с
элементами двухголосия; менять самостоятельно характер движений в соответствии
со сменой частей в
музыке, различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной музыке,
звучание хоров (мужского, смешанного, детского); артикулировать правильно
звуки и четко произносить слова песни; следить за дыханием, за
динамическими оттенками при исполнении песен; работать с предметами
в определённом ритме,
воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на музыкальных
инструментах.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Коррекционный курс «Логопедическая ритмика» тесно связан с предметами
«Развитие речи», «Музыка», «Физическая культура», «Произношение»:лексические темы,
речевой материал согласуются с темами предмета «Развитие речи», что отражено в
календарно-тематическом планировании.
«Наша школа». Передача темпа музыки движениями, хлопками. Передача темпа
музыки движениями, хлопками. Передача темпа музыки движениями, музыкальным
сопровождением. Ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый,
умеренный). Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег,
подскоки, движения рук). Знакомство с предметом Логоритмика. Правила поведения во
время урока. Имя и отчество учителя. Имена товарищей по классу. Название личных
учебных вещей. Личные учебные вещи, учебные принадлежности. Имя и отчество учителя.

6

Основные формы обращения (приветствие, просьба, прощение, извинение и др.).
Обобщение знаний по теме: «Наша школа, наш класс».
«Осень». Передача темпа музыки движениями, музыкальным сопровождением.
Ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый, умеренный).
Переход от темпа к темпу. Осенние изменения в живой и неживой природе. Домашние
животные и их детеныши Названия и различение действий, совершаемых домашними
животными. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения
Осенние изменения в природе родного края. Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и
фрукты описание внешнего вида (классификация) Характерные признаки осени. Осенние
месяцы, их последовательность; Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в
парке или сквере; Плодовый сад и огород осенью. Название фруктов и овощей. Описание
2-3 овощей, фруктов.(форма, размер, вкус, запах, способ употребления). Временные
понятия Начало, конец, середина. Названия дней недели, их последовательность; Названия
домашних животных. Описание внешнего вида животных; Назначение домашних
животных и птиц.
«Наш дом». Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Свободное
качание руками в темпе музыки без предметов. Переход от темпа к темпу. Выделение
ритмического характера хлопками. Мое имя, фамилия. Моя семья (члены семьи, их имена,
занятия). Понимание родственных отношений в семье. Человек. Название инвентаря,
посуды, комнатных растений, бережное отношение к ним. Названия предметов мебели,
уход за ними. Названия предметов одежды, уход за ними. Обобщение знаний по теме «Наш
дом»
«Зима». Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Движения в
соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами. Выделение ритмического
характера хлопками. Характерные признаки зимы. Зимние месяцы. Изменения в жизни
животных в зимнее время года. Изменения в жизни птиц в связи с приходом зимы. Название
зимующих птиц. Зимние развлечения детей. Зимняя одежда и обувь людей. Характерные
признаки зимы. Зимние месяцы. Картины зимней природы в лесу, у водоемов. Жизнь
животных в лесу зимой. Приспосабливание к условиям жизни зимой. Зимняя одежда и
обувь . Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе.
Название зимних видов спорта. Обобщение знаний по теме «Зима».
«Наш город». Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Точное
начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с окончанием музыки. Передача
Улицы, главная улица и площадь города. Название улицы, где находится школа Магазины
и их назначение. Транспорт (наземный, водный, воздушный). Транспорт города. Название
профессий. Профессии и труд людей, работающих на предприятиях Правила поведения
обучающихся на улице, в транспорте. Правила поведения обучающихся на улице, в
транспорте; Машины, облегчающие труд людей. Обобщение знаний по теме «Наш город».
«Весна». Точное начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с
окончанием музыки. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну.
Передача движениями усиления и ослабления звучания Восприятие и передача движениями
с предметами двухдольного и трёхдольного размера Характерные признаки ранней, весны.
Весенние месяцы. весной. Птицы весной. Описание внешнего вида птицы. Бережное
отношение к птицам. Сад и огород. Садовые и огородные растения. Название овощей и
фруктов. Труд людей в саду и огороде весной Название цветов, первоцветов и плодовых
деревьев. Насекомые. Характерные признаки весны. Весенние месяцы. Птицы.
Возвращение перелетных птиц. Польза птиц, их Обобщение знаний по теме «Весна»
7

«Родная страна». Исполнение по слуху несложного ритмического рисунка
Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы Выполнение хлопков, движения
руками во время ходьбы Наша Родина – Россия. Москва – главный город нашей страны.
Столица России – Москва. 23 февраля – День Защитника Отечества. 8 марта –
Международный Женский день 12 апреля – день Космонавтики. Космос. 1 Мая – день
Весны и Труда. 9 Мая - День Победы в Великой Отечественной войне. Героизм защитников
Отечества на фронте. Обобщение знаний по теме «Родная страна».
«Устное народное творчество». Исполнение по слуху несложного ритмического
рисунка. Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами.) Передача
ритмического рисунка хлопками Автоматизация движения в любом ритме, в парах, в
группах, с предметами и без них Русские народные сказки о животных. Пословицы о труде
и дружбе. Времена года. Загадки о временах года. Знакомство с русскими народными
сказками (волшебными, бытовыми, о животных). Знакомство с пословицами о природе и ее
явлениях, об орудиях труда; Знакомство с загадками о животных, о птицах. Зимние
хороводы и игры. Весенние народные игры. Времена года. Загадки о временах года.
Обобщение знаний по теме «Устное народное творчество».
«Вспомним лето». Движения с координацией каждого ученика с темпом движения
всего коллектива Летние месяцы. Картины летней природы. Лес в жизни человека.
Названия лиственных и хвойных деревьев, наиболее распространенных растений лесов
Живая природа летом. Труд людей летом. Пословицы о хлебе. Обобщение знаний по теме
«Вспомним лето.
«О дружбе и товариществе». Воспроизведение движениями и хлопками
чередование долгих и коротких звуков (четверти, восьмые) О хороших и плохих поступках
о смелых поступках, о товариществе Обобщение знаний по теме «О дружбе и
товариществе».
«Зима-Волшебница». Воспроизведение движениями и хлопками чередование
долгих и коротких звуков(четверти, восьмые). Фиксация с помощью счета акцента в музыке
и в движении. Картины зимней природы жизнь зверей в зимнее время Жизнь птиц в зимнее
время. Зимние развлечения детей Зимние забавы жизнь Знание зимних видов спорта. жизнь
домашних животных и Труд людей в зимнее время. Обобщение знаний по теме «Зима».
«Наша Родина». Автоматизация движения в любом ритме, в парах, в группах, с
предметами и без них. Правила поведения во время урока. Правила поведения на уроке
логоритмика. 23 февраля – День Защитника Отечества. 8 марта – Международный Женский
день Наша Родина – Россия. «Лента времени». 1 Мая – День весны и труда. 9 мая – День
Победы. Обобщающее занятие по теме «Наша Родина»
•
музыкальный материал подобран с учетом содержания программы по предмету
«Музыка»;
•
произносительный материал отобран с учетом программы по предмету
«Произношение» (для обучающихся 1 дополнительного, 1, 2 классов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
РИТМИКА» С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№п/
Тема урока
Кол-во
Характеристика видов деятельности обучающихся
п
часов

8

1.

Наша школа

3

Ходьба
под
музыку
изменяющимся
темпом;
артикуляторная гимнастика «приключение язычка»; пение
попевки (рус.нар.мелодия); выполнение оздоровительных
и тренировочных упражнений для укрепления голосового
аппарата.

2.

Осень

4

Движения под музыку в разном темпе (хлопки, ходьба,
бег, подскоки, движение рук). Движения с остановками
после окончания музыкального сопровождения.
Свободное качание руками в темпе музыки без предметов
и с предметами. Активное слушание; речедвигательный
комплекс на координацию слова и движения; исполнение
на муз.инструментах.

3.

Зима

4

Движения в соответствии с характером, динамикой
музыки и регистрами. Отражённое исполнение
ритмического рисунка мелодии песни. Голосовые игры.

4.

Наш город

3

Передача различного характера музыки походкой, бегом,
поскоками, движениями рук. Пальчиковая игра +
речедвигательный комплекс). Исполнение песни в
ансамбле на музыкальных инструментах.

5.

Наш дом

3

Свободное качание руками в темпе музыки без предметов
и с предметами. Описание движений; координировать
движения и речь, соотносить ритм движений и речи,
использовать движения в соответствии со смыслом
высказывания.

6.

Весна

4

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками,
ударами по бубну. Движения в хороводе и парах
речедвигательный комплекс; игры-драматизации

7.

Родная страна

3

Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы.
Движения с платочком; речедвигательная игра; пение

8.

Устное

6

Выполнение

народное
творчество

9.

1.

Вспомним
лето
Вводные
занятия

упражнения

с

предметами

(мячами,

флажками, лентами).
Бег с высоким подниманием
коленей; речедвигательные упражнения; Способность
координировать движения пальцев рук и кистей, менять
виды движений в различном темпе.
3

2

Речедвигательные
муз.инструментах

игры; пение;

Игра на

2 КЛАСС (34 ЧАСА)
Выполнение заданий диагностики

9

2.

Осень

4

Знакомство с признаками осени. Работа на развитием
артикуляционной и мелкой моторики. Деление слов на
слоги, Произношение слов в разном темпе. Выполнение
движений в соответствии с текстом. Выполнение
дыхательной и двигательной гимнастики. Поют и
выполняют движения под песню «Кап-кап, тук-тук».
Играют в игу «Эхо»
Закреплять
названия
овощей,
фрукты,
ягод.
Дифференцировать их на группы. Выполняют движения в
соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и
двигательную гимнастику («Мы весной копали грядки»,
«Мы капусту рубим-рубим…»). Поют песню «Есть у нас
огороде» в разном темпе. Пение песни «Ходит зайка по
саду»

3.

Во саду ли в
огороде

6

4.

Зима

3

Знакомство с признаками зимы. Работа на развитием
артикуляционной и мелкой моторики. Деление слов на
слоги, Произношение слов в разном темпе. Выполнение
движений в соответствии с текстом. Выполнение
дыхательной и двигательной гимнастики. Повторение
движений и пение песни «Настали стужи», верно
передают интонацию.

5.

Семья

3

6.

Весна

3

Закрепление знаний о членах семьи. Знакомство с
обязанностями
членов
семьи.
Выполнение
артикуляционных дыхательных упражнений («Семья
криворотых», «А мы скажем вместе с мамой»). Деление
слов на слоги, Произношение слов в разном темпе.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
Выполнение дыхательной и двигательной гимнастики.
Игра «Эхо»
Знакомство с признаками весны. Работа на развитием
артикуляционной и мелкой моторики. Произношение слов
в разном темпе. Выполнение движения в соответствии с
текстом под песню «Мишка». Пение песни «В зеленном
лесу»

7.

Животные

8

Выделение признаков диких животных. Повторение
движений за учителем. Работа на развитием
артикуляционной и мелкой моторики. Произношение
слов в разном темпе. Выполнение движений в
соответствии с текстом под песни «Серый волка», «Лиса».
Игра «У оленя дом большой», «Елочки-пенечки»

10

8.

Устное
народное
творчество

2

Знакомство с пословицами о природе. Выполнение
упражнений с предметами (лентами, флажками). Работа
над развитием артикуляционной и мелкой моторики.
Произношение пословицы в разном темпе. Объяснение
смысла пословиц. Разучивание распевки-потешки «Лялолю, два теленка на лугу»

9.

Лето

2

Знакомство с признаками лета. Работа на развитием
артикуляционной и мелкой моторики. Деление слов на
слоги. Произношение слов в разном темпе. Выполнение
движений в соответствии с текстом. Соотношение звуков
музыки с окружающим миром. Выполнение дыхательной
и двигательной гимнастики. Повторение движений и
пение песни «Лето, лето к нам пришло

10.

Итоговое
занятие

1

Закрепление пройденных знаний.
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
Выполнение
артикуляционных
и
дыхательных
упражнений, пропевание гласных звуков, выполнение
упражнений на развитие диафрагмально брюшного
дыхания. Развитие всех параметров общих/ ручных/
артикуляторных и мимических движений (в процессе
выполнения
последовательно
и
одновременно
организованных движений)

1

Здравствуй
школа

2

2

Вспомним
лето

2

Пение «Самая хорошая». Скороговорка по выбору
учителя. Игра на музыкальных инструментах. «Мамина
песенка». Игра на развитие воображения «Камушки».

3

Осень

4

Уметь сочетать броски мяча с ритмом музыки, пропевание
стиха, сопровождающегося движением тела: уметь
сочетать движения рук, ног и поворотов тела с плавным
пропеванием стиха, выполнять дыхательные упражнения.
Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акценты и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение 19 движения,
выполнение движения и т.п.)

4

Охранять
природу
значит
охранять
Родину

5

2
–

Из прошлого
нашей
Родины

1

Танцевально- ритмическая композиция «Игра в лошадки».
Скороговорка по выбору учителя. Рече двигательная игра
«На параде». Игра на музыкальных инструментах
«Барабанщики»,
«Марш».
Игра
на
развитие
эмоциональноволевых качеств учащихся «Кто первый?»
Музыкально-ритмическая композиция «Марш». Пение
«Песенка про папу». Игра на музыкальных инструментах
«Моряки». Игра на развитие эмоционально- волевой
сферы, внимания «Юные армейцы»
11

6

Зима

5

Выполнение дыхательных и голосовых упражнений,
направленных на выработку плавного речевого выдоха.
Выполнять
правильно
и
в
полном
объеме
артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч.
Ловить мяч, когда услышишь заданный звук.
Разучивание
стихотворения
и
движения
тела.
Координировать ритмические движения в соответствии с
музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с
хлопками, действия с предметами: флажками, лентами,
платочками, мячами).

7

Рассказы
о
дружбе и
товариществ
е
Весна

4

«Соловушка». Пение «Песенка о дружбе». «Частушки про
дружбу». Игра на музыкальных инструментах. Игра на
развитие коммуникативных дружбе» способностей,
словаря «Опиши друга».

3

«Петушок» (отработка шага польки). Латышская народная
песня. Динамические дыхательные упражнения. Игра на
Музыкальных инструментах «Со вьюном я хожу» Игра на
развитие коммуникативных способностей «Отгадай
цветок»

В борьбе за
Великую
Родину
Устное
народное
творчество

1

«Галоп с хлопками». Пение «Победа». Игра на
музыкальных инструментах День Победы. Игра на
развитие коммуникативных способностей «Флажок»

10

«Петушок» (отработка шага польки) Пение «Масленица,
масленица». Игра на музыкальных инструментах
«Калинка». Игра на развитие коммуникативных
способностей «Жавороночки»

8

9

10.

4 КЛАСС (34 ЧАСА)
Выполнение
артикуляционных
и
дыхательных
упражнений, пропевание гласных звуков, выполнение
упражнений на развитие диафрагмально брюшного
дыхания. Развитие всех параметров общих/ ручных/
артикуляторных и мимических движений (в процессе
выполнения
последовательно
и
одновременно
организованных движений)

1

Здравствуй
школа

2

2

Вспомним
лето

2

Пение «Самая хорошая». Скороговорка по выбору
учителя. Игра на музыкальных инструментах. «Мамина
песенка». Игра на развитие воображения «Камушки».

3

Осень

4

Уметь сочетать броски мяча с ритмом музыки, пропевание
стиха, сопровождающегося движением тела: уметь
сочетать движения рук, ног и поворотов тела с плавным
пропеванием стиха, выполнять дыхательные упражнения.
Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акценты и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение 19 движения,

12

выполнение движения и т.п.)
4

2

Танцевально- ритмическая композиция «Игра в лошадки».
Скороговорка по выбору учителя. Рече двигательная игра
«На параде». Игра на музыкальных инструментах
«Барабанщики»,
«Марш».
Игра
на
развитие
эмоциональноволевых качеств учащихся «Кто первый?»

–

5

Из прошлого
нашей
Родины

1

Музыкально-ритмическая композиция «Марш». Пение
«Песенка про папу». Игра на музыкальных инструментах
«Моряки». Игра на развитие эмоционально- волевой
сферы, внимания «Юные армейцы»

6

Зима

5

Выполнение дыхательных и голосовых упражнений,
направленных на выработку плавного речевого выдоха.
Выполнять
правильно
и
в
полном
объеме
артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч.
Ловить мяч, когда услышишь заданный звук. Разучивание
стихотворения и движения тела. Координировать
ритмические движения в соответствии с музыкой и ее
характером, динамикой и речью (движения с хлопками,
действия с предметами: флажками, лентами, платочками,
мячами).

7

Рассказы
о
дружбе и
товариществ
е
Весна

4

«Соловушка». Пение «Песенка о дружбе». «Частушки про
дружбу». Игра на музыкальных инструментах. Игра на
развитие коммуникативных дружбе» способностей,
словаря «Опиши друга».

3

«Петушок» (отработка шага польки). Латышская народная
песня. Динамические дыхательные упражнения. Игра на
Музыкальных инструментах «Со вьюном я хожу» Игра на
развитие коммуникативных способностей «Отгадай
цветок»

В борьбе за
Великую
Родину
Устное
народное
творчество

1

«Галоп с хлопками». Пение «Победа». Игра на
музыкальных инструментах День Победы. Игра на
развитие коммуникативных способностей «Флажок»

10

«Петушок»
(отработка
шага
польки)
Пение
«Масленицамасленица».
Игра
на
музыкальных
инструментах
«Калинка».
Игра
на
развитие
коммуникативных способностей «Жавороночки»

8

9

10

Охранять
природу
значит
охранять
Родину

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Методическое обеспечение
1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова,
В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и
науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
13

3. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. — М.:
ВЛАДОС.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М: ВЛАДОС.
5. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. —
М.: Academia.
Материально-техническое обеспечение:
•
компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
интерактивная доска;
•
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц, картинок и т. д.;
•
погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки,
треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
•
музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
•
телевизор и набор видеоматериалов;
•
реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров,
ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

14

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».