РП_5.1 Призношение

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
1-2 классы

Екатеринбург
2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ» ......................................................................................................................... 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» .................................... 3
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ................. 5
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» ............... 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» ............. 5
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» ........................................................ 8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ

КУРСУ «ПРОИЗНОШЕНИЕ» С

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...................................................... 9

1

КЛАСС (66 ЧАСОВ)

...................................................................................................................... 9

2

КЛАСС (68 ЧАСОВ)

.................................................................................................................... 12

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ» ....................................................................................................................... 14

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
Рабочая программа коррекционного курса «Произношение» для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программой формирования
универсальных учебных действий, с опорой на комплект примерных рабочих программ по
отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ТНР.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Произношение» ориентирована на
обучение детей с нарушениями речевого развития и обеспечивает полную интеграцию их в
условия общеобразовательной среды. Занятия по произношению способствуют усилению
внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков
в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексикосемантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения
языку и литературе.
Цель коррекционного курса «Произношение» – воспитание у школьников четкой
речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звукослоговой структуры, через
развитие фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава
слова.
Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания,
голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций
фонематической системы; обучение нормативному/компенсированному произношению
всех звуков русского
языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и
акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций
языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова); коррекция
нарушений звукослоговой структуры слова; профилактика
нарушений чтения и письма;
формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации,
интонации, логического ударения).
Задачи реализации коррекционного курса «Произношение» конкретизируются для
обучающихся с ТНР на I и II отделениях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает
формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; сложной слоговой
структуры слова;
фонематического восприятия (слухо-произносительной
дифференциации фонем). Основными линиями обучения по курсу «Произношение»
являются:
формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами
русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
3

формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения
предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых,
закрытых, со стечением согласных (со 2 класса).
Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие
и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие
первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой,
грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма
(дисграфии, дислексии, дизорфографии).
Во 2 классе завершается формирование произносительной стороны речи.
Осуществляется автоматизация навыков произношения в различных коммуникативных
ситуациях.
В
моделируемых
лингвистических
условиях
закрепляются
структурносистемные связи между звучанием и лексическим значением слова, его
грамматической формой. Проводится коррекция нарушений письменной речи. Учитывая
системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся
комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и
на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического,
лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 классах формируются те психофизиологические
механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип
физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое
дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое
восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития
речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий.
Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по
их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся),
находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы,
соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с
целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе
коррекции нарушений звуковой
стороны
речи
программой коррекционного кура «Произношение» предусмотрены следующие
направления работы:
развитие артикуляторной моторики; - развитие дыхания и голосообразования;
формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
дифференциация акустически и артикуляторно -сходных звуков;
формирование всех уровней языкового анализа и синтеза; - коррекция нарушений
звукослоговой структуры слова; формирование просодических компонентов (ритма и
темпа речи, паузации,
интонации, логического и словесно-фразового ударения). Существенной особенностью
работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно
произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с
ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «Произношение» входит в состав коррекционноразвивающей
области учебного плана и является обязательной частью внеурочной деятельности.
На реализацию коррекционного курса «Произношение» отведено по 2 часа в неделю
в 1 – 2 классах.
4

Курс рассчитан на 134 часа: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2 класс – 68
часов (34 учебные недели).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание
у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как
предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль
играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно
большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия
предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно
возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться
детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание
при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят
из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым
условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по
способу артикуляции, мягкости - твердости, звонкости - глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют
правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой
структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу
для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику
дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую
речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные
процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию
диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение
словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями
грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное
отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в
системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения
обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном
обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
целостное
восприятие окружающего мира;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование рефлексивной
самооценки, умения анализировать свои действия и
управлять ими; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; положительное отношение к школе и учебной деятельности;
5

знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата; использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных
и познавательных задач; овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов
сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета
«Произношение»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в
материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с
учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение»;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе
учителя-логопеда); выделять главное в учебном материале с помощью учителя
– логопеда;
осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться
образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); работать
в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях. Предметные
результаты:
1 класс.
Обучающийся должен знать:
алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового
анализа; характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго
ряда.
Обучающийся должен уметь:
правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и

6

артикуляционным признакам; выделять
звуки из состава слова;
удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые
ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных;
запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного
ритмического и звукового состава; повторять слоговые ряды с чередованием ударных и
неударных слогов в быстром
темпе на хорошо усвоенном материале; четко и слитно произносить односложные,
двусложные и трёхсложные слова
различного слогового состава с выделением ударного слога; различать односложные,
двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов; проводить полный звуковой
анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том
числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.
2 класс.
Обучающийся должен знать: алгоритм проведения слогового
и звукового анализа и синтеза; характеристику и
артикуляцию всех звуков речи.
Обучающийся должен уметь:
правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и
артикуляционным признакам; удерживать в памяти и воспроизводить в заданной
последовательности слоговые ряды из 5 и более слогов открытых, обратных и закрытых, со
стечением 2- 3 согласных; запоминать в заданной последовательности 4-5 слов различного
и сходного ритмического и звукового состава; повторять слоговые ряды с чередованием
ударных и неударных слогов в быстром
темпе на хорошо усвоенном материале; четко и слитно произносить трёхсложные и более
слова различного слогового
состава с выделением ударного слога; определять количество слогов
в словах различной структуры;
проводить полный звуковой анализ трехсложных слов, произношение которых
совпадает с написанием, в том числе со стечением согласных, выделять ударный слог.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»
1 КЛАСС (66 ЧАСОВ)
1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического
восприятия.
Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных
[ а ], [ у ], [
о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; твёрдых согласных, не требующих коррекции: [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ],
[ ф ], [ т ], [ х ]; дифференциация звуков [ к ] - [ х ]; мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [
н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ]; дифференциация изученных твёрдых и
мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (пыль - пили).
Правильное произношение и различение звуков [ с ], [ с'], [ б ], [ б'], [ д ], [ д'], [ з ], [
з'], [ г ], [ г'], [ л ], [ л'], [ ш ], [ ж ], [ р ], [ р'].
Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ], [ з ] - [ ж ], [ р ], [ л ], звонких и глухих согласных.
Правильное произношение звука [ j ] в начале слова, перед гласной после
разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд).
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, бабя)
и в конце слова (ат-ать).
7

Звук [ ц ]. Дифференциация [ ц ] - [ т'], [ ц ] - [ с ], [ ц ] - [ с'].
Звук [ ч ]. Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ ц ].
Звук [ щ ]. Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ].
2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение ряда гласных звуков типа УИУ У ..., УИУА У АИУ и т.п.
Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов
со стечениями согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; сесе-си; леле-ли-ли; пле-пли-пле; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-брапра-пра.
Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: саса-за; брабра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов
(упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале):
без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-татататата..., тататата-та-татата-та... и т.п.;
с чередованием гласных и согласных звуков:
татотутатоту..., ту-татоту...,
ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана ... и т.д.
Правильное произнесение сочетаний со звуком [ j ]: ты-тья-тью; те-тье-тье-те и
т.д.
Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда,
состоящего из трех-четырех слогов.
Формирование навыков произнесения слов и предложений, двусложных и
трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа
(вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло), четкое произнесение окончаний слов
при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со
стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с
оппозиционными звуками.
Правильное выделение ударного слога в двусложных и трехсложных словах;
составление схемы слова в выделением ударного слога.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов
усвоенной звуко-слоговой сложности.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков
и слов с соблюдением ритма. Запоминание и повторение в данной последовательности 3 - 4
слов; запоминание ряда инструкций.
2 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Формирование навыков произношения звуков и развитие слухового восприятия.
Закрепление правильного, четкого произношения: гласных звуков; мягких
согласных звуков в словах, предложениях и тексте различной сложности. Дифференциация
твердых и мягких звуков. Дифференциация и закрепление правильного произношения
звонких-глухих согласных звуков.
Автоматизация и дифференциация звуков позднего онтогенеза в составе сложных по
звукослоговому составу слов, предложений.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов
различной звуко-слоговой структуры. Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный
звук», «ударный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «звонкий звук»,
«глухой звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.
8

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков
и слов с соблюдением ритма и интонационной окраски.
Работа над плавностью и темпом речи на материале небольших рассказов и
стихотворений; Рассказывание по вопросам, картинкам, составление рассказов.
Произношение и заучивание наизусть диалогов, заучивание наизусть стихотворений и т. п.
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова, в том числе выделение
ударного слога на слух и в произношении, перенос ударения при образовании
грамматических форм слова. Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи
на материале простых предложений, коротких рассказов. Развитие просодической стороны
речи, интонационной выразительности. Совершенствование навыков звукового анализа и
синтеза на усложненном материале.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ

КУРСУ «ПРОИЗНОШЕНИЕ»
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 КЛАСС (66 ЧАСОВ)

№п/
п
1.

Тема урока
Гласные [ а ], [ у ],
[ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]

Кол-во
часов

Характеристика видов деятельности обучающихся

4

Наблюдение над образованием звуков речи на
основе проведения лингвистического опыта.
Осуществлять знаково-символические действия
при моделировании звуков.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения
слова.
Оценивать результаты выполненного задания.
Определять позиционную характеристику гласного
звука: гласный ударный или безударный.
Правильно произносить гласные звуки. Различение
на слух данных гласных звуков. Произнесение
слогов и сочетаний ряда гласных с
ускорением темпа. Выделение гласного из начала
слова (О, А, У).

2.

Твёрдые согласные
[ м ], [п], [ в ], [ к ],
[н], [ ф ], [ т ], [ х ]

4

Произнесение открытых (мА), обратных (АМ) и
закрытыз (НАН) слогов. Различение на слух
данных согласных звуков. Выделение гласного из
ряда звуков, типа: О-А-У-Н-М. Произнесение
сочетаний типа: ПА-ПО-ПУ, ПА-АП с ускорением
и изменением последовательности. Выделение
ударного гласного из конца слова. Определение
последовательности гласного в ряду из 2х гласных.
Различение слоговых рядов с различным
ударением.

9

3.

Дифференциация

1

Произнесение слоговых рядов с различным
ударением, типа: нó-но-но, на-ну-нó. Различение на
слух
звукосочетаний,
типа
АК-АТ-АМ.
Определение последовательности гласных в ряду
из 3х гласных. Произнесение слов с мягкими и
твердыми согласными. Произнесение сочетаний
АП-ТА, ТА-ТА-КА. Выделение последнего
согласного из обратного и закрытого слога

звуков [ к ] - [ х ]

4.

Мягкие согласные
[ м'], [ п'], [ в'], [ к'],
[ н'], [ ф'], [ т'] в
сочетании с
гласными [ и ], [ е ]

5

Произнесение двусложных слов с различным
ударением (ВАТА, МУКА, ИРА, ОСА). Анализ и
синтез обратного слога (уроки 10-11). Выделение
последнего согласного из слов, типа КОТ, КУСТ,
ВЕНОК. Произнесение 2сложных слов , типа:
ПАУК, УТКА, КАТОК. Выделение гласного из
положения после согласного (ПУХ, ТАНК,
ПЕСОК). Произнесение 3хсложных слов со
стечением согласных в 2х закрытых слогах, типа
ТРАКТОРИСТ

5.

Звуки [ с ], [ с']

3

Произнесение слов с мягкими и твердыми
согласными. Произнесение сочетаний АП-ТА,
ТАТА-КА. Выделение последнего согласного из
обратного и закрытого слога
Произнесение 3х сложных слов со стечением
согласных типа6 КЛУБНИКА. Произнесение
3хсложных слов со стечение согласных и
закрытыми
слогами,
типа:
крыжовник,
подснежник.

Дифференциация

[ с ] - [ с']
6.

Звуки [ б ], [ б'],
[ д ], [ д']

2

7.

Звуки [ з ], [ з']

2

Произнесение ряда слогов со стечением согласных,
типа: НТА-ПТО-КЛЯ. Выделение безударного
гласного
из
начала
слова
(ИДУТ,
АПТЕКА).Произнесение ряда слогов со стечением
согласных и ускорением темпа: ПТА-ПТОПТЫПТУ. Выделение из слова первого согласного
и второго гласного. Произнесение 2х сложных слов
типа: КОМПОТ.

Дифференциация

[ з ] - [ з']

8.

Звуки [ г ], [ г']

2

Произнесение
слогов
двух согласных.

9.

Звуки [ л ], [ л']

2

Произнесение 3х сложных слов, типа МАЛИНА.
Выделение
безударного
гласного
(ПИЛА,
МАЛИНА) из середины слова.

Дифференциация

[ л ] - [ л']

со

стечением

10

10.

Звуки [ ш ], [ ж ]

2

Произнесение 2х и 3х сложных слов типа7
СУМКА, КАТОК, МАЛИНА. Произнесение 2х
сложных слов со стечением согласных типа:
КРЫШКА, ПЛАТЬЕ, СТУЛЬЯ
Произнесение 3х сложных слов с открытым
слогом, типа: ТЕЛЕФОН, ПАЛАТКА.

2

Произнесение 2х сложных слов типа: КОМПОТ.

Дифференциация

[ш]-[ж]

11.

Дифференциация

[с]-[ш]
12.

Дифференциация

1

13.

[з]-[ж]
Звук [ р ], [ р']

Произнесение 2х сложных слов со стечением
согласных типа: КРЫШКА, ПЛАТЬЕ, СТУЛЬЯ

2

Произнесение односложных слов со стечением
согласных, типа: СТУ, ТАНК. Анализ и синтез
прямого слога.
Произнесение 2хсложных слов со стечением
согласных типа: ПЛИТА, ПАСТА.
Произнесение 2х сложных слов со стечением
согласных, типа: СЛАДКИЙ, КЛЕТКА. Анализ и
синтез слов типа: ПУХ.

Дифференциация

[ р ] - [ р']
14.

Дифференциация

3

[р]-[л]

15.

Дифференциация

4

звонких и глухих
согласных

Произнесение 2х сложных слов типа СТУДЕНТ,
ТРАНСПОРТ. Произнесение 3х сложных слов с
открытыми и одним закрытым слогом типа:
ТЕЛЕФОН. ПАЛАТКА. Анализ и синтез слов типа
«УТКИ»(урок 31). Анализ и синтез слов типа
«ВЕНОК», «ВИЛКА»
Произнесение 4х сложных слов с открытыми
слогами типа: ПАУТИНА. Анализ и синтез слов
типа КОМПОТ. Произнесение 3х сложных слов с
открытыми и одним закрытым слогом типа:
ТЕЛЕФОН. ПАЛАТКА.

2

17.

Правильное
произношение звука
[ j ] в начале слова,
перед гласной, после
разделительных Ь и
Ъ
Дифференциация
твёрдых и мягких
согласных в
сочетании с
гласными (ды-да, бадя) и в конце слова
(ат-ать)

5

Произнесение 3хсложных слов со стечением
согласных в 2х закрытых слогах, типа
ТРАКТОРИСТ

18.

Звук [ ц ]

2

Произнесение 4х сложных слов со стечением
согласных

19.

Дифференциация
[ ц ] - [ т'], [ ц ] - [ с ],

5

Анализ и синтез 3х сложных слов с 2 мя стечениями
согласных, типа: ПРОСТУДА.

16.

[ ц ] - [ с']

Произнесение 4х сложных слов со стечением
согласных и закрытым слогом.

11

20.

Звук [ ч ]

2

Произнесение 3х сложных слов со стечение
согласных в одном слоге, типа: СТРЕКОЗА,
ВЫСТРЕЛ.

21.

Дифференциация
[ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'],
[ч]-[ц]
Звук [ щ ]

5

Произнесение
4х
сложных
слов
типа:
ВОСКРЕСЕНЬЕ. Анализ и синтез слов типа
ХРУСТАЛЬНЫЙ. Произнесение 3х сложных слов
со стечением согласных и одним закрытым слогом,
типа: ЛЕКАРСТВО, СТРАНИЦА

Дифференциация
[ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч
], [ щ ] - [ ш ]

5

22.
23.

1

Анализ и синтез 3х сложных слов со стечением
согласных в закрытых слогах типа: ТРАКТОРИСТ
2 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

24.

Закрепление
произношения
гласных звуков

2

Наблюдение над образованием звуков речи на
основе проведения лингвистического опыта.
Осуществлять знаково-символические действия
при моделировании звуков.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения
слова.
Оценивать результаты выполненного задания.
Определять позиционную характеристику гласного
звука: гласный ударный или безударный.
Правильно произносить гласные звуки.
Повторение
в
данной
последовательности
воспринятого на слух слогового ряда, состоящего
из трех-четырех слогов.
Закрепление
смыслоразличительной
роли
ударения на основе наблюдений.
Анализировать слова с целью выделения в них
гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.
Использовать приём планирования учебных
действий: определять с опорой на заданный
алгоритм характеристику звуков.
Построение, четкое и слитное произношение
простых и распространенных предложений из трехпятисложных слов, состоящих из правильно
произносимых звуков.
Наблюдение за изменением ударения при
образовании форм слова.

25.

Закрепление
произношения
мягких согласных
звуков:
мь,пь,вь,кь,нь,фь,ть,
хь,сь,бь,дь, зь,гь.

8

Дифференцировать гласные и согласные звуки
Отработка правильного или скомпенсированного
произношения слоговых сочетаний с мягкими
согласными звуками в слогах со стечением
согласных и без стечения, открытых и закрытых,
слоговых последовательностей с различным
12

26.

Дифференциация
твердых и мягких
звуков: м-мь,п-пь,
ввь, к-кь, н-нь, ф-фь,
т-ть, х-хь, с-сь, б-бь,
д-дь, з-зь, г-гь, л-ль,
р-рь.

8

27.

Обобщение
и
систематизация
знаний по разделу

1

28.

Й в начале слова,
после гласного
мягкого знака

3

и
11

32.

Дифференциация
звонких-глухих
согласных звуков:
вф, б-п, д-т, г-к, з-с,
ж-ш
Обобщение
и
систематизация
знаний по разделу
Звук и буква Ш.
Звук и буква Ж.
Звук и буква Щ

33.

Звук и буква Ц

2

34.

Звук и буква Ч

2

35.

Дифференциация
звуков ш-ж-с-з

4

36.

Дифференциация
звуков щ-ч-ть

4

37.

Дифференциация
звуков ц-щ-ч

4

38.

Дифференциация
звуков щ-ч-сь-с-ц

6

39.

Дифференциация
звуков р-рь-л-ль

4

40.

Повторение
изученных звуков

2

29.

30.

31.

1

2
2

порядком слогов и ударением.
Дифференциация
произношения
звуков,
различающихся по месту образования.
Выделение и графическое обозначение ударного
слога в трех-пятисложных словах.
Составление
и
правильное
произнесение
предложений с использованием слов усвоенной
звуко-слоговой сложности
Наблюдать над образованием звуков речи на основе
проведения лингвистического опыта. Распознавать
знаково-символические обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения
слова.
Осуществлять
знаковосимволические
действия при моделировании звуков при
необходимости и в процессе выполнения учебной
задачи (обозначение жестом специфических
особенностей артикуляции звука, использование
символа для произносимого звука, условное
графическое
обозначение
звука
цветовым
обозначением при звуковом анализе). Различение
на слух твердых-мягких согласных, выделение их в
словах доступной сложности в устных и
графических упражнениях.
Дифференциация и отработка произношения
согласных звуков по способу образования.
Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Отработка произношения звука Й после гласного и
разделительного мягкого знака. Различение на слух
и произнесение сочетаний типа тя-тья, ле-лье.
Выделение в словах сочетаний со звуком Й.
Определять и правильно произносить мягкие и
твёрдые согласные звуки.
Различать в слове и вне слова звонкие и глухие
согласные звуки. Определять и правильно
произносить, дифференцировать звонкие и глухие
согласные звуки. Выделять предложения из речи.
Определять границы предложения, выбирать знак
препинания в конце предложения. Соблюдать в
устной речи интонацию конца предложения.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему
и предложение. Определять количество слов в

13

41.

Четкость-плавность,
выразительность
речи (резерв)

2

предложении, вычленять слова из предложения.
Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой
структурой различных слов. Определять
количество в слове слогов. Давать характеристику
звукам
(гласные:
ударные/безударные;
согласные: твердые/мягкие, звонкие/глухие,
парные/непарные).
Анализировать модели слов, сопоставлять их по
количеству слогов и находить слова по данным
моделям.
Анализировать слоги относительно количества в них
гласных и согласных звуков.
Классифицировать слова по количеству в них
слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с
заданным количеством слогов.
Произносить слова в соответствии с нормами
литературного произношения и оценивать с этой
точки зрения произнесённое слово.
Слитно и правильно произносить предложения из
слов различной слоговой сложности, составлять
предложения с включением слов со стечение 3-4
согласных звуков.
Закреплять правильное произношение слов с
оппозиционными звуками
на
материале
небольших рассказов и стихотворений.
Систематическое заучивание труднопроизносимых
терминов, связанных с изучением других
предметных курсов.
Дифференциация употребления интонационных
конструкций в предложениях, различающихся по
цели
высказывания.
Закрепление
умения
использовать смысловое ударение в предложении и
тексте.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
Информационно-коммуникативные средства :
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и
индивидуальной работы.
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
Материально-технические средства:
• компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки
учеников),
14

• аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц,
• Индивидуальные зеркала для учеников.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [р-рь]. Киров.: 2009 2.
Бортникова Е.А. Учимся читать. Рабочая тетрадь. –М.: Просвещение, 2009.
3.
Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [з-зь]. Киров.: 2009
4.
Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [л-ль]. Киров.: 2009
5.
Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [с-сь]. Киров.: 2009
6.
Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [ш-ж]. Киров.: 2009
7.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у
детей. - М.: Просвещение,1972.
8.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [л]. М.: Гном2013
9.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [ль]. М.: Гном2013
10.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [р]. М.: Гном2013.
11.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [рь]. М.: Гном2013
12.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [с,з,ц]. М.: Гном2013
13.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [сь; зь]. М.: Гном2013
14.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [ч;щ]. М.: Гном2013 15.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь [ш;ж]. М.: Гном2013
16.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
17.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
18.
Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
19.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших
школьников. - М.: Владос, 1997.
20.
Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
21.
Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке.- СП.: 2009.
22.
Электронное пособие. Начальная школа. Развивающие задания и упражнения.
Коррекция письма.

15

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.