Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
(вариант 5.1.)
1-4 классы
Екатеринбург
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ»…………………………………………………………………………………..
2.
3.
4.
5.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ
КОРРЕКЦИОННОГО
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
КУРСА
ТЯЖЕЛЫМИ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ»……………………………………………………………………………………
4
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ»
В
УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ……………………………………………………………………………………
4
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ»…………………………………………………….……………...........................
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО
ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ»………………………...……………….…………………………………………
6.
7.
8.
3
5
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»………….……………………….. 7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….……………………………………………
9
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ»…………………………….………………………................................................
10
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Программа разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО.
Тяжелые нарушения речи по-разному, но обязательно находят свое отражение в
психической
деятельности
человека,
что
проявляется
в
познавательной,
эмоциональноволевой сферы личности, межличностных отношений.
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями
являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной
сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии
моторики, пространственные трудности. Нарушение фонематического восприятия
отмечается у всех детей с нарушениями речи. Наблюдается нарушение
опорнопространственного гнозиса. Дети с ОНР имеют низкий уровень развития буквенного
гнозиса. Внимание: неустойчивое, низкий уровень показателей произвольного внимания,
трудности в планировании своих действий, с трудом сосредотачивают внимание на анализе
условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Низкий уровень
произвольного внимания у детей с ТНР приводит к несформированность структуры
деятельности. Память: объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, но
присутствуют выраженные нарушения восприятия формы, слабость пространственных
представлений. Мышление и воображение: по состоянию невербального интеллекта дети с
ОНР делятся на: развитие невербального интеллекта которых отличается от нормы,
соответствует норме и соответствует нижней границе нормы, но характеризуется
нестабильностью.
Отмечаются
нарушения
самоорганизации,
обнаруживается
недостаточный объем сведений об окружающем, очень быстро приступают к выполнению
задания или, наоборот, с трудом овладевают синтезом, анализом, сравнением; более низкий
уровень пространственного оперирования образами.
Речь и общение: бедность и недифференцированность словарного запаса,
своеобразие связанного высказывания, что приводит к снижению потребности в общении,
несформированности форм коммуникации, незаинтересованности в контакте, неумению
ориентироваться в ситуации общения, негативизму. Коммуникативные возможности
отличаются заметной ограниченностью и ниже нормы.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная
наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная
раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в
налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи
отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Нарушениях
эмоционально-волевой сферы могут стать причиной возникновения патологических форм
поведения. У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать
переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть
неадекватно завышенный уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к
лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются
требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут
обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных
эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако
часто можно наблюдать и прямо противоположное явление – недооценку своих
возможностей.
3
Указанные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их
коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития психики. Особое внимание
при обучении уделяется развитию произвольной, осознанной деятельности, умению
контролировать свои действия и достигать требуемого результата.
Цель коррекционного курса: коррекция и развитие психических процессов,
повешение адаптационных возможностей.
Задачи коррекционнго курса:
развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
формирование позитивного образа «Я»;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих
общению;
обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
развитие речевой и мыслительной деятельности;
развитие произвольности психической деятельности;
развитие
пространственных представлений;
снижение уровня школьной тревожности.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков,
эмоционально-волевой, личностной сферы, познавательных процессов, пространственных
представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие
произвольности психической деятельности.
Содержание предложенных занятий способствует формированию умения работать
самостоятельно и стимулирует активность.
Формы работы: индивидуальная, при необходимости в группе детей из четырех-пяти
человек.
Методы,
используемые
при
реализации
программы:
сказкотерапия,
психогимнастика, релаксация, игротерапия, арт-терапия.
Виды деятельности: игра, беседа, проблемно-ценностное общение.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия для обучающихся с ТНР»
входит в состав коррекционно-развивающей области учебного плана и является
обязательной частью внеурочной деятельности.
На реализацию коррекционного курса ««Психокоррекционные занятия для
обучающихся с ТНР» АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) отведено 2 часа в
неделю в 1 – 4 классах.
1 класс – 66 часов (33 учебные недели); 2 – 4 классы — 204 часа (34 учебные недели),
итого 270 часов.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
4
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества
на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения,
коллектива и общества, и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию,
а именно:
развитие
широких
познавательных
любознательности, мотивов познания и творчества;
интересов,
инициативы и
формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке).
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
самому себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к
своим поступкам и умения их адекватно их оценивать;
развитие
готовности
действиям,
ответственности за их результаты;
к
самостоятельным
поступкам
и
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Программа обеспечивает достижения следующих результатов:
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
позитивный образа «Я»;
знания об окружающей действительности, способствующих улучшению
социальных навыков;
5
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
Предполагаемые результаты развития УУД Коммуникативные:
умение владеть средствами общения;
умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими:
выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
развернутая монологическая и диалогическая речь, умение правильно и
последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения.
Познавательные:
улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного
показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной
инструкции (графический диктант);
способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя
графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
называние пальцев рук и их взаиморасположения;
способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную
деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
возможность осуществлять перцептивную
соотносить предметы с сенсорными эталонами;
классификацию
объектов,
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в
оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей
объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, конструкции из
строительного материала, кубики Коосса и т.п.);
способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на
наглядно представленном материале;
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но
и в образном или частично в умственном плане.
Регулятивные:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался,
справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со
взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом,
6
исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные
реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат
деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью
взрослого или по представленной взрослым схеме, по заданной последовательности;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную
учебную деятельность.
6. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
1 класс:
Адаптационный модуль «Снова в школу»
Как я провёл лето. Школьные правила. План школы. План класса. Правила
вежливости.
Модуль по развитию коммуникативных навыков и навыков совместной
деятельности
Общение без слов. Распознание эмоциональных состояний по мимических
проявлениям. Распознавание эмоциональных состояний по схематическим изображениям
мимики, жестам. Внимание к партнёру по общению. Заданный и самостоятельный выбор в
подгруппах
сюжетов
для невербальной
демонстрации.
Игры на
невербальное взаимодействие – поддержку.
Модуль по развитию пространственно-временных представлений Календарь.
Неделя. Месяц. Сезон. Год.
Модуль по активизации познавательной деятельности
Развитие аналитико-синтетической деятельности. Развитие памяти и внимания.
Развитие смысловой памяти и воображения. Символы и знаки вокруг нас.
Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции
Стабилизация эмоционального состояния обучающихся. Закрепление навыков
эмоциональной экспрессии. Обучение элементарным навыкам релаксации.
2 класс:
Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности
к
взаимодействию с одноклассниками
Развитие способности к запоминанию лиц, имен, внешнего вида партнёра. Развитие
способности к эмоциональной децентрации. Формирование умений невербальной
коммуникации. Формирование умений вербальной коммуникации.
Модуль по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции её
недостатков
Развитие способности к пониманию эмоций окружающих. Развитие способности к
пониманию своих эмоций.
Модуль по развитию навыков произвольной регуляции
Концентрация внимания на учебном и внеучебном материале. Развитие способности
к удержанию цели деятельности.
3 класс:
7
Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности
к
взаимодействию с одноклассниками
Коммуникативный тренинг. Арттерапевтический блок. Дружба в произведениях
писателей, поэтов, композиторов.
Модуль по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции её
недостатков
Мы смелые-умелые (коррекция эмоциональной напряжённости). Гармонизация
уровневой системы эмоциональной регуляции.
Модуль по развитию сферы жизненной компетенции Что
и кто дарит нам радость. Помощники. Очумелые ручки.
4 класс:
Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности
к
взаимодействию с одноклассниками
Формирование умений коммуникации.
Модуль по развитию личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков
совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика. Помочь
осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей. Умение
договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в
ситуации конфликта интересов.
Модуль по коррекции тревожности
Беседа-интервью, выявление глубины проблемы. Индивидуальная диагностика.
Обучение способам выражения вытесненных эмоций. Обучение приемам саморегуляции.
Формирование осознания своего внутреннего мира. Обучение конструктивным формам
поведения. Обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами
личности.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/
п
Тема
1. Адаптационный модуль «Снова в
школу»
Кол-во
часов
1 класс
12
Характеристика видов деятельности
обучающегося
Игра.
Викторина.
Оформление стенда.
Рисование.
8
2. Модуль
по
развитию
коммуникативных навыков и
навыков совместной деятельности
12
3. Модуль
по
развитию
пространственно-временных
представлений
12
4. Модуль
по
активизации
познавательной деятельности
20
5. Модуль
по
формированию
элементарных навыков
эмоциональной регуляции
10
1. Модуль
по
развитию
коммуникативной сферы
и
способности к взаимодействию с
одноклассниками
2 класс
18
Игры
на
невербальное
взаимодействие.
Распознавание
натуральных изображений основных
эмоций.
Прочтение
смайликов.
Самостоятельное
изображение
символов эмоциональных состояний.
Воспроизведение движений, мимики.
Работа с наглядным пособием.
Изучение временных промежутков
Беседа. Рисование.
Зарисовывание проанализированных
объектов.
Конструирование
из
плоскостной мозаики. Установление
закономерностей.
Угадывание
объектов. Решение логических задач.
Шифрование и расшифровывание.
Арттерапевтические
приёмы.
Релаксационные упражнения.
Игра. Запоминание лиц авторов.
Зачитывание стихотворений.
Символическое изображение эмоций.
Инсценировка
детских
стихотворений.
2. Модуль
по
развитию
эмоционально-личностной сферы
и коррекции её недостатков
25
Соотнесение речевых оборотов с
эмоциональными
состояниями.
Инсценировка
эмоциональных
переживаний. Рисование.
3. Модуль по развитию навыков
произвольной регуляции
25
Устный
счёт.
Дифференциация
звуков. Определение количества
слогов.
Раскрашивание,
подчеркивание
по
инструкции.
Воспроизведение сделанного соседом
по парте. Нахождение отличий. Игры.
3 класс
1. Модуль
по
развитию
18
коммуникативной сферы и
способности к взаимодействию с
одноклассниками
2. Модуль
по
развитию
эмоционально-личностной сферы
и коррекции её недостатков
25
Выполнение упражнений. Участие в
играх. Обсуждение проблемных
вопросов. Элементы арттерапии.
Пение и слушание песен. Слушание и
чтение стихотворений. Просмотр
фрагментов кинофильмов.
Слушание
песен,
стихотворений. Обсуждение.
сказок,
9
3. Модуль
по
развитию
сферы жизненной
компетенции
1. Модуль
по
развитию
коммуникативной сферы
и
способности к взаимодействию с
одноклассниками
25
4 класс
18
Составление рассказов. Угадывание
слов. Чтение текстов. Беседа.
Обсуждение
чувств.
Элементы
диспута.
Составление
плана
действий. Изучение новой лексики.
Выполнение упражнений. Участие в
играх. Обсуждение проблемных
вопросов. Элементы арттерапии.
Пение и слушание песен. Слушание и
чтение стихотворений. Просмотр
фрагментов кинофильмов.
2. Модуль
по
развитию
личностномотивационной сферы
25
Беседа. Обсуждение проблемных
вопросов.
Оформление
стенда,
буклетов, газеты.
3. Модуль
по
тревожности
25
Беседа. Элементы тренинга
68
Беседа. Выполнение диагностических
заданий. Выполнение упражнений,
заданий. Участие в обсуждениях.
коррекции
Итого
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Материально-техническое обеспечение:
раздаточный стимульный материал (диагностические тетради, серии сюжетных
картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);
демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки,
макет часов со стрелками и т.п.;
магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного
характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
доска с магнитными держателями;
мультимедиапроектор и экран;
переносные носители информации;
наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности
(гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной
толщины), цветные карандаши и фломастеры;
материал для лепки;
защитные клеенки на столы;
тетради для записей.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет / Под
ред. Н.Л. Белопольской. – М., 2014.
10
2.
3.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его
неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 2012.
Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации.
Пермь, 2014.
Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М.,
4.
2013.
5.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //
Вопросы психологии, 2015, № 6.
6.
Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших
школьников // Школьный психолог. – 2012. - № 19. – с.8.
7.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста: Практическое пособие. – М., 2012.
8.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Перев. с
англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 336 с.
9.
Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения,
речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2014.
10.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002.
11.
Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и
подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М., 2013.
Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)
11