УП ООО на 2024-2025

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 г. Орджоникидзевского района

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 46

Екатеринбург
2024 г

1

Пояснительная записка к учебному плану МАОУ СОШ № 46
на 2024-2025 учебный год
На основании лицензии МАОУ СОШ № 46
(серия 66Л01 № 0003861,
регистрационный номер 13293 от 24.02.2011г.) реализует общеобразовательные
программы, в том числе основную образовательную программу основного общего
образования.
Школа работает в 2 смены. 5,9 классы обучаются в первую смену. Всего в МАОУ
СОШ № 46 - 43 класса, в том числе на уровне основного общего образования - 23 класса.
Занятия ведутся по режиму 5-дневной учебной недели. Учебный год начинается 1
сентября. Продолжительность учебного года: 5-9 классы – 34 учебных недель Учебный
год делится на учебные четверти. Продолжительность урока в 5-9 классах – 40 минут.
Продолжительность перемен: от 10 до 20 минут. При проведении уроков по английскому
языку, технологии, информатике (5-9 классы) классы делятся на две подгруппы. Учебный
план основного общего образования выступает в качестве одного из основных
организационных механизмов реализации основных образовательных программ МАОУ
СОШ № 46.
Учебный план:

фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся при 6-ти дневной
неделе обучения в основной школе;

определяет перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;

распределяет учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики и иные
виды учебной деятельности по классам и учебным годам;

определяет формы промежуточной аттестации обучающихся.
Настоящий учебный план позволяет решать задачи вариативности и
дифференциации обучения, максимально учитывает потребности всех участников
образовательных отношений, гарантирует право граждан на качественное образование.
Учебный план для обучающихся 5-9-х классов, реализующих ФГОС ООО,
сформирован на основе нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 03.07.2016), Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации:
«Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» от 31.05.2021 года №287 (зарегистрировано в
Минюсте России 05.07.2021 № 64101);
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования» (Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
2

Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных
образовательных
стандартов
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331);
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" ( с изменениями и
дополнениями);
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016
№ 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
9.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799);
10.
Основная образовательная программа основного общего образования. Приказ
Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении Федеральной
образовательной программы основного общего образования". Зарегистрировано в
Минюсте России 12 июля 2023 г. N 74223;
11.
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ
№ 46;
12.
Устав МАОУ СОШ № 46.

Учебный план для 5-9 х классов разработан в рамках введения федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Учебный план основного общего образования предусматривает пятилетний срок
освоения образовательных программ основного общего образования для 5 - 9 классов.
Продолжительность учебного года в 5 - 9 классах - 34 учебных недели.
Обучение
осуществляется по пятидневной учебной неделе (с внеурочной деятельностью в субботу).
Пятые и девятые классы в первую смену, шестые и восьмые во вторую, седьмые меняются
по полугодиям в первую и вторую смены Начало занятий первой смены в 8.00, второй в
14.00 Максимально допустимая недельная нагрузка в 5 классах - 29 часов, в 6 классах - 30
часа, в 7 классах - 32 часов, в 8 классах - 33 часов, в 9 классах - 33 часов.
Основными целями учебного плана 5-9 х классов являются:
- овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными
видами
деятельности
(учебной,
трудовой,
коммуникативной,
двигательной,
художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру,
этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в
разнообразной творческой деятельности;

3

- формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым предметам
не ниже государственных образовательных стандартов, определяющих степень
готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков
самообразования, контроля и самооценки.
Учебный план основного общего образования разработан в соответствии с ФГОС
ООО, учетом особенностей используемой системы учебников завершенных предметных
линий, а также региональных и муниципальных особенностей, опыта и традиций МАОУ
СОШ № 46 и ориентацией на планируемые результаты. В учебном плане 5-9 х классов
представлены все основные образовательные области, что позволяет заложить фундамент
общеобразовательной подготовки обучающихся.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса. Количество часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину допустимой недельной образовательной нагрузки,
определенной базисным учебным планом.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации основной образовательной программы основного общего
образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение
важнейших целей современного основного образования:
- формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к
общекультурным и национальным этнокультурным ценностям;
- приобщение к информационным технологиям;
- готовность обучающихся к продолжению образования в старшей школе;
- формирование здорового образа жизни, знаний поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью.
Наполняемость обязательной части учебного плана для 5-9 х классов определена
составом учебных предметов обязательных предметных областей.
Все они обеспечены завершёнными предметными линиями программ и учебников.
Содержание предметов обязательной части направлено на достижение следующих
результатов:
Предметная область - русский язык и литература.
Русский язык - формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов
деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной
деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение
работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Литература - формирование разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитание
гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие
творческих способностей, формирование человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически
относиться к себе и к окружающему миру.
Предметная область - математика и информатика.
4

Математика (с 7 класса делиться на алгебру и геометрию, добавляется вероятность и
статистика) - формирование представлений о математике как универсальном языке;
науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
 развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей
профессиональной деятельности;
 овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной
жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для
получения образования в областях, не требующих углубленной математической
подготовки;
 воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости
математики для научно - технического прогресса, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Предметная область - общественно – научные предметы.
История - образование,
развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
География - познание многообразия современного географического пространства, что
позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и
формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в
повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного
поведения в окружающей среде.
Обществознание - изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого
комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику,
правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает
специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное
изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Основы духовно - нравственной культуры народов России - формирование у
обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и
уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Предметная область - естественно – научные предметы.
Физика - обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине
мира – важного ресурса научно-технического прогресса, знакомит обучающихся с
физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы
механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развивает компетенции в
решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Химия - обеспечивает понимание законов природы, формирование научной картины
мира, создание основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни,
навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а
также воспитание экологической культуры.
Биология - формирование у школьников представлений об отличительных особенностях
живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе;
формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры, важности
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, грамотного поведения в
повседневной жизни и практической деятельности.
Предметная область - искусство.
Музыка - формирование основ музыкальной культуры обучающихся, как неотъемлемой
части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
5

содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; воспитание эстетического
отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие
творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности.
Изобразительное искусство - освоение знаний об изобразительном искусстве как
способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства, освоение художественной культуры как
формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей,
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально
пространственной формы, формирование активного, заинтересованного отношения к
традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности,
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и в понимании красоты человека, развитие
способности ориентироваться в мире современной художественной культуры, овладение
средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на
основе его эмоционально-нравственной оценки.
Предметная область - технология.
Труд (технология) - ознакомление учащихся с широким кругом современных техникотехнологических знаний и умений, способствующих их политическому, экономическому
и экологическому образованию, развитие творческого потенциала и самостоятельности,
становление личности. Формирование познавательной активности школьников,
способствующий более полному и прочному освоению ими жизненно необходимых
общетрудовых знаний и умений.
Воспитание трудолюбия, обязательности,
ответственности и порядочности, формирование навыков бесконфликтного общения,
культуры поведения и разумного обращения с природой. основные преимущества новой
программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными
материалами, знакомство с миром профессий и самоопределении. Особое внимание будет
уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы о беспилотных
летательных аппаратах модуле "Робототехника". все эти умения могут пригодится
обучающимся в будущем.
Предметная область - физическая культура
Физическая культура - понимание роли и значения физической культуры для каждого
человека и нации в целом, формирование личностных качеств при активном включении в
здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.
Предметная область - Основы безопасности и защиты Родины.
Основы безопасности и защиты Родины - предусматривается знание школьниками роли
государства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных
ситуаций; понимание необходимости граждан к защите Отечества; безопасности на
дорогах, на природе, личного поведения при чрезвычайных бедствиях; умение оказывать
первую помощь при кровотечениях, отравлениях и ожогах и прививать любовь к
здоровому образу жизни, отказу от курения и алкоголя.
Согласно документу, у школьников должны быть сформированы: знания об элементах
начальной военной подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной
и военно-медицинской; о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых
действий; об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в условиях
боевых действий; нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии,
личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция; а также получены
представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от
него; о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях
современного боя; о том как противостоять опасностям (в том числе криминогенного
толка) в цифровой среде; школьники будут изучать правила дорожного движения, основы
пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.
6

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации. На нее в
учебном плане отводится в 5 классе - 2 часа, в 6 классе - 2 часа, в 7 классе - 2 часа, в 8
классе -2 часа, в 9 классе -1 часа.
В 5 - 7 классе в результате выбора могут быть определены учебные предметы:
Математика вокруг нас - курс прикладного и общеобразовательного значения,
проектная деятельность способствует развитию логического мышления, стимулирует к
самостоятельному пополнению своих знаний, применению их в повседневной жизни.
В 7 классах в результате выбора могут быть определены учебные предметы:
Преобразование выражений - курс прикладного и общеобразовательного значения,
способствует лучшему усвоению базового курса математики, а с другой стороны
развивает потенциальные творческие возможности каждого ученика, не ограничивая
заранее сверху уровень сложности используемого материала.
В 7-8 класс в результате выбора могут быть определены учебные предметы:
Черчение - курс направлен на формирование графической культуры, развитие
абстрактного мышления, пространственного воображения, способностей к познанию
техники с помощью графических изображений, творческого потенциала личности. А
также является поддержкой курса «Геометрия».
В 8-9 классах в результате выбора могут быть определены учебные предметы:
Решение
практико-ориентированных
задач
курс
прикладного
и
общеобразовательного значения, способствует лучшему усвоению базового курса
математики, а с другой стороны развивает потенциальные творческие возможности
каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого
материала.
Проектная деятельность - Проектно-исследовательская деятельность является одной из
форм организации учебно-воспитательного процесса. Она способствует повышению
качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию
персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации. Проектноисследовательская деятельность учащихся – это один из методов развивающего
(личностно-ориентированного) обучения, направленный на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по
работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов оценки
достижения метапредметных результатов основной образовательной программы
начального и основного общего образования.
Родной язык, родная литература, второй иностранный язык осуществляется по
заявлению родителей и при возможности (наличии условий) образовательной
организации.
Формы промежуточной аттестации.
При получении основного общего уровня образования при текущем и
промежуточном контроле отслеживаются и оцениваются динамика индивидуальных
образовательных достижений обучающегося, продвижение в достижении планируемых
результатов освоения ООП ООО.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по учебным предметам
«Русский язык», «Математика», «Физика», «Химия», «Иностранный язык» с
использованием контрольных работ (с элементами тестирования), включающим учебно познавательные и учебно - практические задачи, характеризирующие уровень освоения
обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной
системе знаний.
В ходе промежуточной аттестации с целью оценки уровня достижения
метапредметного результата (регулятивные, познавательные, коммуникативные,
7

личностные универсальные учебные действия) проводится комплексная работа,
включающая учебно-познавательные и учебно-практические задачи надпредметного и
метапредметного характера.
Промежуточная аттестация проводится в последнюю неделю мая на основе
текущих четвертных (полугодовых) результатов и представляет собой результат четверти
(полугода) в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался
обучающимся в срок одной четверти (полугодия), либо среднее арифметическое
результатов за четверти (полугодие) в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина,
модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугодия). Итоговые
отметки по предметам, включенным промежуточную аттестацию, выставляются как
среднее арифметическое текущих четвертных (полугодовых) отметок в соответствии с
правилами математического округления. Округление результата проводится в пользу
обучающегося. По ряду предметов учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, промежуточная аттестация может определяется
педагогическим работником по итогам как зачёт/не зачёт.
Используются разнообразные формы промежуточной аттестации:

письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов
(заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, самостоятельные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое;

устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок;

Итоговое собеседование, как допуск к ГИА.


Обязательным элементом промежуточной аттестации является публичная защита
индивидуального проекта по определенному (по выбору) учебному предмету или
предметной области, в ходе которой осуществляется оценка уровня
сформированности метапредметных умений учащегося.
В качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение
проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, НПК.
Итоговая аттестация проводится за уровень в форме ОГЭ (ГВЭ) по завершения
уровня.

8

Недельный учебный план основного общего образования 5,6,7,8,9 классы
(минимум 5058, максимум 5549 часов за весь период обучения 5-9 классы)
Учебные
Предметные
Количество часов в неделю
предметы
Классы
области
ВСЕГО
5
6
7
8
9
АБВГД АБВГ АБВГД АБВГ АБВГД
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
6
4
3
3
21
литература
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
(английский)
Математика и
Математика
5
5
10
информатика
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность
и
1
1
1
3
статистика
Информатика
1
1
1
3
ОбщественноИстория
2
2
2
2
2,5
10,5
научные предметы
Обществознание
1
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
8
Основы духовно Основы духовно нравственной
нравственной
1
1
2
культуры народов
культуры народов
России
России
ЕстественноФизика
2
2
3
7
научные предметы
Химия
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное
1
1
1
3
искусство
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Основы
Основы
1
1
безопасности и
безопасности
и
2
защиты Родины
защиты Родины
Физическая
Физическая
2
2
2
2
2
10
культура и
культура
Итого
27
29
30
31
32,5
149,5
Часть,
формируемая
участниками
2
1
2
2
0,5
7,5
образовательных отношений
Информатика и ИКТ
Математика вокруг нас
1
1
2
Финансовая грамотность
1
1
Преобразование выражений
1
1
Черчение и компьютерная графика
1
1
Решение практико-ориентированных задач
1
1
Естественно - научная грамотность
1
1
Проектная деятельность
0,5
1.5
Итого
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
34
986
1020
1088
1122
1122
Всего часов
5338
Максимально
допустимая
недельная
29
30
32
33
33
157
нагрузка

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».