1. Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Учебный план начального общего образования (далее – учебный план)
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 46 (далее – Учреждение) является одним из основных
организационных механизмов реализации программы начального общего образования.
Учебный план разработан на основе примерного учебного плана Учреждения
программы начального общего образования в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи (далее – СанПиН 2.4.3648-20) и с учетом включенных в
примерную основную общеобразовательную программу начального общего образования
примерных учебных планов.
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе
учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации. Обучение ведется на русском языке.
2. Гигиенические требования к условиям обучения обучающихся в Учреждении
Учебный план предусматривает четырехлетний срок освоения образовательных
программ начального общего образования для обучающихся 1 - 4 классов.
Продолжительность учебного года в 1 – х классах – 33 учебные недели, во 2 – 4
классах 34 учебные недели.
2
С целью профилактики переутомления обучающихся предусмотрено чередование
периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не менее 7
календарных дней.
Для предупреждения перегрузки младших школьников и организации совместного
семейного отдыха обучение осуществляется по пятидневной учебной неделе в две смены:
1а, 1б, 1в, 1г, 2в, 3а, 3б, 3г, 4в классы – 1 смена; 2а, 2б, 2г, 3в, 3д, 4а, 4б, 4г, 4д классы – 2
смена.
Максимально допустимая недельная нагрузка в 1 – х классах – 21 академический
час, во 2 – 4 классах – 23 академических часа.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением требований СанПиН 2.4.364820:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую
смену;
обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут
каждый, четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся в
нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры.
Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование
движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии
с утвержденным расписанием уроков и календарно-тематическим планированием на
основе рабочих программ педагогов: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим
учебным предметам, в том числе: 4 – 5 экскурсий по окружающему миру, 3 – 4 экскурсии
по изобразительному искусству, 4 – 6 нетрадиционных занятий по технологии; 4 – 5
уроков театрализации по музыке, 6 – 7 уроков – игр и экскурсий по математике; в ноябре
– декабре по 4 урока (один раз в неделю 5 уроков) по 35 минут каждый; в январе – мае по
4 урока в день и один раз в неделю пятый урок по 40 минут каждый;
в середине учебного дня для обучающихся 1 – х классов организуется
динамическая пауза продолжительностью 40 минут, из которых не менее 30 минут
отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности (подвижные игры,
танцевальные переменки, перемены на открытом воздухе) на спортплощадке, в
спортивном зале или в рекреации 2 – 3 этажа;
в календарный учебный график введены дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти (февраль) при четвертном режиме обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует
действующим санитарным правилам и нормативам.
3. Структура учебного плана
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений (Таблица 1).
Таблица 1
Соотношение обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, при пятидневной учебной недели
Периоды обучения
Общий объем
Количество
Количество часов
3
аудиторной
работы
обучающихся
(количество
часов)
21/693
часов
обязательной
части
части, формируемой
участниками
образовательных
отношений
За учебную неделю/учебный
20/660
1/33
год для 1 – х классов
За учебную неделю/учебный
23/782
22/748
1/34
год для 2 классов
За учебную неделю/учебный
23/782
22/748
1/34
год для 3 классах
За учебную неделю/учебный
23/782
23/782
0
год для 4 классах
За 4 учебных года
3039
2938
101
Расчет часов обязательной части учебного плана и части, формируемой
участниками образовательных отношений, выполнен на основе:
максимальной допустимой аудиторной недельной нагрузки обучающихся: 1 классы
– 21 академический час, 2 – 4 классы – 23 академических часа;
общего объема аудиторной работы обучающихся: количество учебных занятий за 4
учебных года не может составлять менее 2954 часа и более 3190 часов.
Расчет общего объема нагрузки, исходя из максимально допустимой недельной
нагрузки обучающиеся при пятидневной учебной неделе:
1 класс - 21 час * 33 учебные недели=693 часа;
2 класс - 23 часа*34 учебные недели=782 часа;
3 класс - 23 часа*34 учебные недели=782 часа;
4 класс - 23 часа*34 учебные недели=782 часа.
1 – 4 классы – 3039 часов. Общий объем нагрузки соответствует требованиям
ФГОС НОО.
Обязательная часть учебного плана определяет перечень обязательных
предметных областей, учебных предметов на уровне начального общего образования и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В обязательной части учебного плана представлены следующие обязательные
предметные области: «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык»,
«Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»,
«Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Труд (технология)»,
«Физическая культура».
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры»,
«Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики»
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Языком образования в Учреждении является русский язык, в связи с этим в
Учреждении предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в
рамках данного учебного плана не предусмотрена.
4
Учебный план включает в себя обязательные учебные предметы: «Русский язык»,
«Литературное
чтение»,
«Иностранный
язык
(английский)»,
«Математика»,
«Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное
искусство», «Музыка», «Труд (технология)», «Физическая культура».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные
занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, в том числе этнокультурные.
Перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, представляющих интересы и индивидуальные потребности
обучающихся, их родителей, педагогических работников, формируется с учетом мнений,
социального заказа участников образовательных отношений.
В результате выбора участниками образовательных отношений определены
следующие учебные предметы:
«Вдумчивое чтение» - 1а,1б, 1в, 2б, 2в, 2г, 3а, 3б, 3в, 3г, 3д;
«Математика и конструирование» - 1г;
«Путь к грамотности» - 2а.
4. Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным Учреждением.
Учреждение придерживается рекомендациям Минпросвещения России и
Рособрнадзора по основным подходам к формированию графика оценочных процедур.
При получении начального общего уровня образования при текущем и
промежуточном контроле отслеживаются и оцениваются динамика индивидуальных
образовательных достижений обучающегося, продвижение в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования.
В первом классе применяется безотметочная система оценивания. Контроль
успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без
фиксации достижений учащихся в виде отметок по четырех балльной системе,
используется только положительная и не различаемая по уровням фиксация. Результат
промежуточной
аттестации
определяется
как
удовлетворительный
или
неудовлетворительный без разделения на уровни.
Промежуточная аттестация обучающихся начальной школы проводится по
учебным предметам «Русский язык», «Математика» с 1 – 3 классы в форме контрольных
работ,
включающих
учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
характеризирующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов
действий в отношении к опорной системе знаний и в 4 классах по учебным предметам
«Окружающий мир», «Русский язык», «Математика» в форме Всероссийских
проверочных работ.
5
Таблица 2
Учебный план начального общего образования недельный
на 2024 – 2025 учебный год
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
1а, 1б,
1в, 1г
2а, 2б,
2в, 2г
3а, 3б,
3в, 3г,
3д
4а, 4б,
4в, 4г,
4д
1. Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
Русский язык и
литературное
Литературное
4
4
4
4
чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
2
2
2
(английский)
Математика и
Математика
4
4
4
4
информатика
Обществознание и Окружающий
естествознание
мир
2
2
2
2
(Окружающий
мир)
Основы
Основы
религиозных
религиозных
1
культур и светской культур и светской
этики
этики
Музыка
1
1
1
1
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
искусство
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
Физическая
Физическая
2
2
2
2
культура
культура
Итого при 5-дневной неделе
20
22
22
23
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предмет по выбору
1
1
1
Итого при 5-дневной неделе
1
1
1
Максимально допустимая
недельная/годовая нагрузка в
21
23
23
23
академических часах при 5-дневной
неделе
Учебные недели
33
34
34
34
Всего
20
16
6
16
8
1
4
4
4
8
87
3
3
90
135
6
Таблица 3
Учебный план начального общего образования годовой
на 2023 – 2024 учебный год
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
1а, 1б,
1в, 1г
2а, 2б,
2в, 2г
3а, 3б,
3в, 3г,
3д
4а, 4б,
4в, 4г,
4д
1. Обязательная часть
Русский язык
165
170
170
170
Русский язык и
литературное
Литературное
132
136
136
136
чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
68
68
68
(английский)
Математика и
Математика
132
136
136
136
информатика
Обществознание и Окружающий
естествознание
мир
66
68
68
68
(Окружающий
мир)
Основы
Основы
религиозных
религиозных
34
культур и светской культур и светской
этики
этики
Музыка
33
34
34
34
Искусство
Изобразительное
33
34
34
34
искусство
Технология
Труд (технология)
33
34
34
34
Физическая
Физическая
66
68
68
68
культура
культура
Итого при 5-дневной неделе
660
748
748
2782
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предмет по выбору
33
34
34
Итого при 5-дневной неделе
33
34
34
Максимально допустимая
недельная/годовая нагрузка в
693
782
782
782
академических часах при 5-дневной
неделе
Учебные недели
33
34
34
34
Всего
675
540
204
540
270
34
135
135
135
270
2938
101
101
3039
135
7