МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 46
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом МАОУ СОШ Директор МАОУ СОШ №46
№46
______________Кондрашкина Л.В.
Директор МАОУ СОШ№46
Приказ № 50/4
______________ Кондрашкина Л.В.
от "01" июня 2022 г.
Протокол № 8
от "31" мая 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 705363)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Екатеринбург 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы
России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села),
региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и
дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой
природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия
во внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы;
— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования
бытовых электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми,
выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации
учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и
газовыми приборами.
Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в
том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды деятельности
изучения
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Школьные традиции и праздники.
Классный, школьный коллектив,
совместная деятельность.
2
Экскурсия по школе, знакомство с помещениями;
Обсуждение ситуаций по теме «Правила
поведения в классе и в школе»;
Беседа по теме «Как содержать рабочее место в
порядке»;
;
;
Устный
опрос;
Урок «Когда учиться интересно? Мой класс и моя
школа» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5958/start/104569/
Урок «Ты ученик» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/818f4005-e65b-4c76-86ae-8975b5585f05
1.2.
Одноклассники, взаимоотношения между
ними; ценность дружбы, взаимной
помощи.
1
Беседа о ценности дружбы. Как необходимо
общаться с одноклассниками.;
Устный
опрос;
Урок «Когда учиться интересно? Мой класс и моя
школа» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5958/start/104569/
Урок «Ты ученик» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/818f4005-e65b-4c76-86ae-8975b5585f05
1.3.
Рабочее место школьника. Правила
безопасной работы на учебном месте,
режим труда и отдыха.
3
Беседа по теме «Как содержать рабочее место в
порядке»;
Устный
опрос;
Урок «Режим дня школьника» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/c960ef9f-5eb5-4199-8aab74cda879504a
1.4.
Россия Москва — столица России.
Народы России.
2
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на темы «Москва — столица России»,
«Экскурсия по Москве»;
Устный
опрос;
Урок «Что такое Родина и что мы знаем о народах
России?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5091/start/118888/
Урок «Страна, в которой мы живем» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/983ad6a6-401d-42a5-9b12057623d1e631
Урок «Что мы знаем о Москве? Моя малая Родина»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5164/start/273959/
1.5.
Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта
(города, села), региона.
2
Экскурсии, целевые прогулки, просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и других
материалов о родном крае, труде людей;
Рассматривание и описание изделий народных
промыслов родного края и народов России;
Устный
опрос;
http://GeoMan.ru
– Географическая энциклопедия для
школьников и их родителей.
http://nation.geoman.ru
– Страны и народы мира.
1.6.
Культурные объекты родного края. Труд
людей. Ценность и красота рукотворного
мира.
3
Рассматривание и описание изделий народных
промыслов родного края и народов России;
Беседа по теме «Правила поведения в
учреждениях культуры — в театре, музее,
библиотеке»;
Устный
опрос;
Урок «Страна, в которой мы живем» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/983ad6a6-401d-42a5-9b12057623d1e631
1.7.
Правила поведения в социуме.
1
Беседа по теме «Правила поведения в
учреждениях культуры — в театре, музее,
библиотеке»;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5164/start/273959/
1.8.
Моя семья в прошлом и настоящем.
Имена и фамилии членов семьи, их
профессии.
1
Работа с иллюстративным материалом:
рассматривание фото, репродукций на тему
«Семья»;
Учебный диалог по теме «Что такое семья»;
Устный
опрос;
Урок «Как живёт семья? Моя семья!» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/start/122820/
Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c
Урок «Занятия родителей» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/861f77e7-33e8-4476-9d9395c925d00b9c
1.9.
Взаимоотношения и взаимопомощь в
семье. Совместный труд и отдых.
1
Работа с иллюстративным материалом:
рассматривание фото, репродукций на тему
«Семья»;
Учебный диалог по теме «Что такое семья»;
Рассказы детей по теме «Как наша семья
проводит свободное время»;
Устный
опрос;
Урок «Как живёт семья? Моя семья!» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/start/122820/
Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c
Урок «Занятия родителей» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/861f77e7-33e8-4476-9d9395c925d00b9c
1.10.
Домашний адрес.
2
Работа с иллюстративным материалом:
рассматривание фото, репродукций на тему
«Семья»;
Учебный диалог по теме «Что такое семья»;
Рассказы детей по теме «Как наша семья
проводит свободное время»;
Устный
опрос;
Урок «Как живёт семья? Моя семья!» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/start/122820/
Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c
Урок «Занятия родителей» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/861f77e7-33e8-4476-9d9395c925d00b9c
Итого по разделу
1
18
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к пред метам,
вещам, уход за ними.
3
Учебный диалог по теме «Почему люди должны
оберегать и охранять природу»;
Устный
опрос;
Урок «Природа вокруг тебя» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/2e182dda-b204-48d4-a2a58fd39b6a8133
2.2.
Неживая и живая природа.
1
Работа с иллюстративным материалом: «Живая и
неживая природа»;
Устный
опрос;
Урок «Живая и неживая природа» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/0a12552a-3fc6-4aa0-8713fa3369dc6234
2.3.
Погода и термометр. Наблюдение за
погодой своего края. Сезонные изменения
в природе.
4
Экскурсии по теме «Сезонные изменения в
природе, наблюдение за погодой»;
Практическая работа по теме «Измеряем
температуру»;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Урок «Что у нас над головой и что у нас под
ногами?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/
2.4.
Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и
безопасного поведения в природе.
3
Учебный диалог по теме «Почему люди должны
оберегать и охранять природу»;
Обсуждение ситуаций по теме «Правила
поведения в природе»;
Устный
опрос;
Урок «Почему мы не будем рвать цветы, ловить
бабочек и будем соблюдать тишину в лесу?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5539/start/122515/
Урок «Почему мы всё чаще слышим слово
"экология"?» (РЭШ)
Урок «Откуда берется мусор и грязь?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3963/start/295927/
2.5.
Растения ближайшего окружения
(узнавание, называние, краткое
описание).
2
Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников,
трав;
Определение названия по внешнему виду дерева;
Устный
опрос;
http://plant.geoman.ru
– Все о растениях.
1
1
2.6.
Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения.
3
Определение названия по внешнему виду дерева;
Учебный диалог по теме «Чем различаются
дикорастущие и культурные растения?»;
Устный
опрос;
http://plant.geoman.ru
– Все о растениях.
2.7.
Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя.
8
Практическая работа по теме «Найдите у
растений их части»;
Рассматривание и зарисовка разнообразия частей
растения: разные листья, разные цветки и плоды,
разные корни (по выбору);
Устный
опрос;
Практическая
работа;
http://plant.geoman.ru
– Все о растениях.
2.8.
Комнатные растения, правила
содержания и ухода.
2
Практическая работа по теме «Учимся ухаживать
за растениями уголка природы»;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first
- Энциклопедия
комнатных и садовых растений.
2.9.
Разные группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и др.).
7
Игра-соревнование по теме «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)»;
Наблюдения за поведением животных в
естественных условиях: повадки птиц, движения
зверей, условия обитаний насекомых (во время
экскурсий, целевых прогулок, просмотра
видеоматериалов);
Устный
опрос;
http://animal.geoman.ru
http://www.apus.ru/site.xp
http://bird.geoman.ru
http://invertebrates.geoman.ru
http://www.laddition.com
http://fish.geoman.ru
2.10.
Домашние и дикие животные (различия в
условиях жизни).
2
Логическая задача: найди ошибку в
иллюстрациях — какое животное попало в эту
группу неправильно;
Устный
опрос;
http://animal.geoman.ru
http://www.apus.ru/site.xp
http://bird.geoman.ru
http://invertebrates.geoman.ru
http://www.laddition.com
http://fish.geoman.ru
2.11.
Забота о домашних питомцах.
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3
38
1
Рассказы детей по теме «Мой домашний
питомец»;
Устный
опрос;
http://cat
-gallery.narod.ru/kids
- Ребятам о котятах. Для
детей и родителей, которые очень любят кошек
http://school
-collection.edu.ru Единая коллекция
Цифровых образовательных Ресурсов
3.1.
Необходимость соблюдения режима дня,
правил здорового питания и личной
гигиены.
3
Беседа по теме «Что такое режим дня»:
обсуждение режима дня первоклассника;
Рассказ учителя: «Что такое правильное
питание»;
Устный
опрос;
Урок «Как мы будем заботиться о здоровье?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4002/start/119243/
Урок «Здоровый образ жизни. Гигиена» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/c18093fe-4889-44a3-8fd2789b4a2ff520
3.2.
Правила безопасности в
быту: пользование бытовыми электро
приборами, газовыми плитами.
1
Практическое занятие в кабинете;
Устный
опрос;
Урок «Что окружает нас дома? Что может быть
опасным дома и на дороге?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/
Урок «Правила безопасного поведения. Пожарная
безопасность» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/c99a9aed-9121-4789-8a1a-ed0347ae8466
3.3.
Дорога от дома до школы. Правила
безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка,
дорожные сигналы).
2
Беседа на тему "Правила дорожного движения".
Необходимость их соблюдения.;
Устный
опрос;
Урок «Правила дорожного движения» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/64c28354-02d3-4f6c-899262c2a7a4a64c
Урок «Правила перехода улицы» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/b25adbd9-6fd4-4bcc-927f3e031db6ec55
3.4.
Безопасность в сети Интернет
(электронный дневник и электронные
ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
2
Практическое занятие в кабинете;
Устный
опрос;
https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
Урок «Зачем нам телефон, телевизор и интернет?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5624/start/289878/
Урок «Итоговый урок по разделу «Что и кто?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3999/start/270597/
Итого по разделу
8
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66
2
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.
1
Устный
опрос;
2.
Классный, школьный
коллектив, совместная
деятельность.
1
Устный
опрос;
3.
Одноклассники,
взаимоотношения между
ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.
1
Устный
опрос;
4.
Рабочее место школьника.
1
Устный
опрос;
5.
Правила безопасной работы
на учебном месте.
1
Устный
опрос;
6.
Режим труда и отдыха.
1
Устный
опрос;
7.
Россия Москва – столица
России.
1
Устный
опрос;
8.
Народы России.
1
Устный
опрос;
9.
Первоначальные сведения о
родном крае.
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
11. Культурные объекты родного 1
края.
Устный
опрос;
12. Труд людей.
1
Устный
опрос;
13. Ценность и красота
рукотворного мира.
1
Устный
опрос;
14. Правила поведения в
социуме.
1
Устный
опрос;
10. Название своего населённого
пункта(города, села),
региона.
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
15. Моя семья в прошлом и
1
настоящем. Имена и фамилии
членов семьи, их профессии.
Устный
опрос;
16. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
1
Устный
опрос;
17. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
1
Устный
опрос;
18. Итоговое повторение по теме
«Человек и общество»
1
19. Природа и предметы,
созданные человеком.
1
Устный
опрос;
20. Природные материалы.
1
Устный
опрос;
21. Бережное отношение к
предметам, вещам, уход за
ними.
1
Устный
опрос;
22. Неживая и живая природа.
1
Устный
опрос;
23. Погода и термометр.
1
Устный
опрос;
24. Наблюдение за погодой
своего края.
1
Устный
опрос;
25. Практическая работа по теме
«Измеряем температуру».
1
26. Сезонные изменения в
природе.
1
Устный
опрос;
27. Взаимосвязи между
человеком и природой.
1
Устный
опрос;
28. Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе.
1
Устный
опрос;
29. Обобщение по теме
«Природа»
1
Устный
опрос;
30. Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние, краткое
описание).
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
Практическая
работа;
31. Что растет на
подоконнике?Что растет на
клумбе?
1
Устный
опрос;
32. Лиственные и хвойные
растения.
1
Устный
опрос;
33. Листья и хвоинки
1
Устный
опрос;
34. Дикорастущие и культурные
растения.
1
Устный
опрос;
35. Части растения.
1
Устный
опрос;
36. Корень.
1
Устный
опрос;
37. Стебель.
1
Устный
опрос;
38. Лист.
1
Устный
опрос;
39. Цветок.
1
Устный
опрос;
40. Плод.
1
Устный
опрос;
41. Семя.
1
Устный
опрос;
42. Практическая работа по теме
«Найдите у растений их
части».
1
1
Устный
опрос;
Практическая
работа;
43. Комнатные растения, правила 1
содержания и ухода.
Устный
опрос;
44. Проект «Мои комнатные
растения»
1
Устный
опрос;
45. Обобщение по теме
«Растения»
1
Устный
опрос;
46. Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.).
1
Устный
опрос;
47. Звери.
1
Устный
опрос;
48. Насекомые.
1
Устный
опрос;
49. Птицы.
1
Устный
опрос;
50. Рыбы.
1
Устный
опрос;
51. Наблюдения за поведением
животных в естественных
условиях.
1
Устный
опрос;
52. Наблюдения за поведением
животных в естественных
условиях.
1
Устный
опрос;
53. Домашние и дикие животные
(различия в условиях жизни).
1
Устный
опрос;
Домашние и дикие животные 1
(различия в условиях жизни).
Устный
опрос;
55. Забота о домашних питомцах. 1
Устный
опрос;
56. Мой домашний питомец.
1
Устный
опрос;
57. Обобщение по теме
«Животные».
1
Устный
опрос;
58. Режим дня.Итоговое
повторение по теме «Человек
и природа»
1
59. Правила здорового
питания.Режим дня.
1
Устный
опрос;
60. Правила личной
гигиены.Правила здорового
питания.
1
Устный
опрос;
61. Правила безопасности в быту: 1
пользование бытовыми
электроприборами, газовыми
плитами.
Устный
опрос;
62. Дорога от дома до школы.
1
Устный
опрос;
63. Правила безопасного
поведения пешехода.
1
Устный
опрос;
54.
1
Устный
опрос;
64. Безопасность в сети Интернет. 1
Устный
опрос;
65. Систематизация знаний по
теме «Человек и природа».
1
Устный
опрос;
66. Систематизация знаний по
теме «Правила безопасной
жизни».
1
Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
66
2
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://cat-gallery.narod.ru/kids - Ребятам о котятах. Для детей и родителей, которые очень любят кошек.
https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Сайт о безопасности в интернете
http://www.maciki.com - На сайте Вы найдете смешные детские песенки, старые добрые сказки,
потешки и прибаутки, загадки, скороговорки, колыбельные песенки и еще много-много интересного.
http://teremoc.ru/index.php - На сайте можно учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы,
разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и
полезное.
http://potomy.ru - Сайт, на котором можно найти множество ответов на разные детские вопросы: Где
находится Луна днем? Что такое Северный полюс? Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку?
На эти и
другие вопросы ответ сайт для интересующихся Потому.ру.
http://elementy.ru/email - Еще один интересный сайт, на котором любой ребенок, родитель и учитель
сможет найти ответ на интересующий его вопрос.
http://clow.ru - Познавательный портал: сайт про все и обо всем!
Энциклопедические материалы для ребят и учителей
http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для школьников и их родителей.
http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.
http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.
http://www.apus.ru/site.xp - Еще один полезный сайт-энциклопедия о животных.
http://bird.geoman.ru – Все о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты Земля.
http://www.laddition.com – Все тайны подводного мира.
http://fish.geoman.ru - Рыбы.
http://plant.geoman.ru – Все о растениях.
http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.
http://Historic.Ru – Всемирная история.
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl - Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас".
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first - Энциклопедия комнатных и садовых растений.
http://ru.wikipedia.org - Википедия (свободная энциклопедия).
http://www.n-shkola.ru Журнал «Начальная школа». Журнал «Начальная школа» является уникальным
методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем
предметам
и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования
и науки РФ
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки,
презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Отличная
подборка для 1-11 классов. Особенно много интересного для себя найдут сторонники
образовательной программы
школа 2100
http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной
школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.
http://www.classmag.ru Классный журнал. Сайт для учащихся при подготовки написания докладов и
сообщений по окружающему миру.
http://www.zavuch.info Завуч инфо. Проект включает разнообразные материалы по всем предметам.
http://www.mat-reshka.com Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий,
которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как
сильным учащимся,
так и детям с особыми образовательными потребностями.
http://www.solnet.ee Солнышко. Для учителей будут интересны материалы по подготовке предметных
и тематических праздников, а также по организации внеклассной работы.
http://nsc.1september.ru Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»
http://viki.rdf.ru Вики. Детские электронные книги и презентации. Здесь можно найти адреса сайтов с
презентациями к урокам
http://www.nachalka.com/photo Началка. В фотогалерее лежат иллюстрации к урокам для начальной
школы, в кинозале – коллекция образовательных мультиков и слайд-шоу, в библиотеке собрано более
500 ссылок на
разработки уроков для начальной школы, статьи, полезные сайты
http://bomoonlight.ru/azbuka Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса.
http://stranamasterov.ru «Страна Мастеров» Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во
всех его проявлениях и окружающая среда. Материалы к урокам технологии.
http://www.it-n.ru Здесь Вы найдете всевозможные материалы и ресурсы, касающиеся использования
ИКТ в учебном процессе. Сообщество учителей начальной школы - «ИКТ в начальной школе»
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с
тематикой.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5.Термометры