РП ТИКО – моделирование «Геометрика 2020

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №46

Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ СОШ № 46
Протокол № от «17» марта 2020г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР МАОУ СОШ № 46
__________/Л.В. Кондрашкина/
«17» марта 2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«ТИКО – моделирование «Геометрика»
Срок обучения 1 год
Возраст обучающихся 7-8 лет

Автор составитель:
Степанова Л.И.
Анастасьева Н.Л.
Педагог дополнительного
образования

Екатеринбург

2020
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО –
моделирование «Геометрика» (далее Программа) разработана на основании следующих
нормативно-правовых документов:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования
детей"
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
 Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р.
 Стратегической инициативой «Новая модель системы дополнительного
образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
 Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р.
 Устава МАОУ СОШ №46;

По направленности программа относится к технической, уровень программы
стартовый. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей
и умений учащихся.
Геометрия как школьный учебный предмет всегда считался одним из самых сложных
в школьном курсе математики. Поэтому очень важно, обучая детей математике, вводить
элементы геометрии, проводить пропедевтику геометрических знаний.
Задача развития у младших школьников геометрических представлений, способности
к обобщению состоит в том, чтобы научить их видеть геометрические образы в
окружающей обстановке, выделять их свойства; конструировать, преобразовывать и
комбинировать плоские геометрические фигуры и объемные тела; изображать их на
чертеже, в необходимых случаях выполнять измерения. В содержании начального
геометрического образования находят свое отражение, пусть и в самой элементарной и
доступной детям форме, основные геометрические идеи – преобразования движения,
инвариантности основных свойств геометрических фигур. Уже на первой ступени
приобщения к геометрическим знаниям у детей формируется первоначальные навыки
2

ориентации во взаимном расположении фигур, умение выделять изучаемые фигуры как
элементы тел.
В рамках программы у обучающихся формируются начальные геометрические
представления, развивается наглядно-действенное и наглядно – образное мышление и
пространственное воображение, формируются элементы инженерно – конструкторского
мышления и конструктивных умений. С помощью «ТИКО» расширяется представление
учащихся об углах, объемных геометрических фигурах и их моделировании, возможны
плоскостное конструирование по полным и контурным схемам, объемное конструирование
с помощью технических рисунков, эскизов и чертежей, конструирование по образцу, по
представлению, по описанию.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через
совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом и позволяющий провести
время интересно и с пользой. При этом дети через развивающие практические занятия
учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее
действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. И в этом –
несомненная актуальность программы.
Составлена на основе программы внеурочной деятельности Кружка «Геометрика»,
руководителя клуба «ТИКО-мастера» и аспиранта Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования Логиновой И. В.
Цель программы
создание условий для формирования способности и готовности к созидательному
творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Развивающие:
 создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации
успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей
деятельности;
 развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе
взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей
ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых
условиях и нестандартных ситуациях;
 развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления,
речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация и обобщение);
 развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через
формирование практических умений;
Образовательные:
 формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке
цели и выбору путей ее достижения, умения мысленно разделить предмет на
составные части и собрать из частей целое;
 изучение основ конструирования в ходе построения моделей из различных видов
многоугольников, овладения навыками пространственного ориентирования;
 развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных
работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и
оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
Воспитывающие:

3



воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к
выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения
сотрудничать с другими людьми.

Формы и методы обучения
Одним из ведущих методов организации деятельности обучающихся на занятиях
является метод проектов.
Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта:
1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» обучающимися
проблемы.
2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению
проблемы проекта.
3. Планирование:
а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для
реализации цели?
б) определение последовательности предстоящих шагов: в какой
последовательности будут осуществляться эти шаги?
в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются детали, как они будут
соединяться между собой?
5. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с
применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по
ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.
6. Рефлексия: оценивание –
- удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить
башню);
- сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли
высокая, устойчивая и красивая башня — опора на предложенные критерии оценивания);
- анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться,
что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы);
- самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие
испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения).
7. Презентация:
демонстрация проектной конструкции и доказательство того,
что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного
участниками нового опыта.
На первом этапе знакомства с проектной деятельностью рекомендуется организация
и проведение краткосрочных индивидуальных, парных или групповых проектов
продолжительностью в одно занятие. Важно, что дети сразу видят и могут оценить
результаты своей деятельности.
По мере усвоения обучающимися проектных умений и навыков конструкторская
проектная деятельность усложняется – педагог организовывает проекты средней
продолжительности, которые реализует комплекс из пяти занятий:
1 занятие. Индивидуальная работа: конструирование отдельных фигур по теме.
2 занятие. Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции.
3 занятие. Коллективная работа: объединение композиций в коллективную работу.
4 занятие. Презентация проекта.
5 занятие. Демонтаж построек.
В реализации проекта принимает участие весь коллектив кружка. В результате
работы над проектом дети создают несколько ТИКО-конструкций, объединенных
композиционно одной темой.
Разнообразие разного уровня сложности ТИКО-конструкций предполагает
применение различных форм работы с учащимися на занятиях. Изготовление конструкций
средней и высокой сложности более продуктивно в парах, в группах. Сочетание различных
4

форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном
взаимодействии в группе, в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.
Проектная конструкторская деятельность формирует у обучающихся умения
ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать
необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление
конструкторской проектной деятельности совершенствует умения находить решения в
ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д.
Все это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к
самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт
преобразовательной деятельности и творчества. Особенность конструкторских проектов
заключается в обеспечении высокого уровня мотивации обучающихся на всех этапах
реализации проекта, стремление к успеху. По итогам проведённых проектов рекомендуется
организация выставок ТИКО-поделок.
Метод проектов применяется на занятиях в тесной связи с поисковоиследовательской деятельностью обучающихся. Подобный тандем поддерживает и
развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной
творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению
размышлять, рассуждать и анализировать).
Программа разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности,
обозначенной в федеральных государственных стандартах и направлена на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Режимные моменты
Предусмотренные занятия могут проводится как в смешанных группах, состоящих
из обучающихся разных классов одной параллели; так и в группах - классах. Возраст детей,
участвующих в реализации программы, 7 - 8 лет. Сроки реализации программы - 1 год
обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 36 занятия в год. Наполняемость групп - не
менее 15 человек.
Учебный план.
«ТИКО – моделирование «Геометрика»
№

Название темы,
раздела

Количество часов
Всего
Теория Практика
Модуль «Плоскостное моделирование»

1

Знакомство с
конструктором.
Организация работы.

1

0.7

0,3

2

Классификация по 1
– 2 признакам –
цвет, форма.

1

0,3

0,7

3

Классификация по 2
– 3 признакам –
цвет, форма, размер.

1

0,3

0,7

4

Классификация по 2
– 3 признакам –
цвет, форма, размер.

1

0,3

0,7

Форма
аттестации,
контроля
Ознакомление с
конструктором и
безопасной
сборкой.
Игра «комбинат»
конструирование
цветка.
Игра «комбинат»
конструирование
дома.
Игра «комбинат»
-

5

конструирование
ракеты.
Игра «комбинат»
конструирование
собаки.
Сборка и анализ.
Конструирование
по заданным
условиям.
Конструирование
по заданным
условиям.
Конструирование
по заданным
условиям.
Конструирование
по схеме.
Конструирование
по устной
инструкции
учителя.

5

Классификация по 2
– 3 признакам –
цвет, форма, размер.

1

0,3

0,7

6
7

Логические задачи.
Конструирование
логического
квадрата.
Конструирование по
схеме – фигуры
«Ворона
Конструирование по
схеме – фигуры
«Собака».
Пространственное
ориентирование
Соединение деталей
в заданной
последовательности
- «вверх», «вниз»,
«между», «над»,
«под», «справа»,
«слева».
Соединение деталей
в заданной
последовательности
- «вверх», «вниз»,
«справа», «слева»,
«по диагонали».
Конструирование
фигур и сравнение
их периметров.
Узоры и орнаменты.

1
1

0,3
0,3

0,7
0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

Конструирование
по выбранной
схеме.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
работ.

1

0,3

0,7

15 Проект «Домашние
питомцы».
16 Проект
«Автомобили».

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

Сборка и
выставка работ.
Сборка и
выставка работ.
Сборка и
выставка работ.

17 Проект "Новогодний
маскарад".

1

0,3

0,7

8

9

10
11

12

13

14

1

2

Конструирование
предметов
кубической формы.
Конструирование
предметов в форме
прямоугольного
параллелепипеда.

Модуль «Объемное моделирование»
1
0,3
0,7

1

0,3

0,7

Сборка и
выставка работ.
Конструирование
куба (гексаэдра)
по образцу.
Сборка и анализ
конструкции.

6

Конструирование
треугольной
пирамиды.
Конструирование
четырехугольной
пирамиды.
Конструирование
пятиугольной
пирамиды.
Конструирование
шестиугольной
пирамиды.
Конструирование
восьмиугольной
пирамиды.
Конструирование
треугольной призмы.
Конструирование
четырехугольной
призмы.
Конструирование
пятиугольной
призмы.
Конструирование
шестиугольной
призмы.
Конструирование
восьмиугольной
призмы.
Конструирование
башни.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.

1

0,3

0,7

Игра – Защитник
Родины.

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.
Игра – весенние
поздравления.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.

1

0,3

0,7

Сборка и анализ
конструкции.

1

0,3

0,7

14 Конструирование
ракеты на основе
комбинирования
разных форм.
15 Конструирование
октаэдра.
16 Конструирование
кубооктаэдра.
17 Проект «Транспорт».

1

0,3

0,7

Игра «комбинат»
конструирование
башни.
Игра –
космические
фантазии.

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

18 Проект «Кукольный
уголок»
19 Проект «Тридевятое
царство».
ВСЕГО:

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

36

11,2

24.8

3

4

5

6

7

8
9

10

11

12

13

Сборка и анализ
конструкции.
Сборка и анализ
конструкции.
Сборка и
выставка работ.
Сборка и
выставка работ.
Сборка и
выставка работ.

Содержание учебного плана
"ТИКО -моделирование "Геометрика"
Знакомство с конструктором ТИКО и организация работы
7

Конструктивные особенности конструктора ТИКО: шарнирное соединение, поворот
деталей под любым углом, перпендикулярное соединение, наличие деталей с отверстиями
(круглыми, квадратными, треугольными).
Правильное размещение конструктора на рабочем месте; поддержание порядка во
время занятия; уборка рабочего места после занятия, безопасная работа с конструктором.
Знакомство с конструкторской деятельностью
Конструирование по образцу, по картинке. Конструирование по схеме (см.
приложение № 1). Конструирование по контурной схеме (см. приложение № 2).
Конструирование на слух – устная инструкция (см. приложение № 3). Конструирование по
собственному замыслу. Тематическое конструирование.
Информационно-познавательные
умения,
развитие
познавательной
самостоятельности и умения работать под руководством педагога
Восприятие, анализ, оценка информации при работе с дидактическими материалами
(рисунки, схемы, алгоритмы и т.д.). Организация работы в соответствии с поставленной
задачей и полученной информацией.
Наблюдения в классе: рассматривание устройств и образов объектов природы и
окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных,
насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).
Классификация:
Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение,
дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.
Логические задачи, задания на пространственное мышление:
Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического
квадрата; работа с кругами Эйлера – операции с множествами; комбинаторные задачи;
поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов;
классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер).
Для удобства работы с логическими задачами, их проверки педагогом, рекомендуем
заносить результаты заданий в тетрадь (после выполнения задания с помощью
конструктора, дети зарисовывают в тетрадь правильный ответ).
Поисковая деятельность учащихся, где есть анализ, сравнение, обобщение,
организованное в коллективном учебном диалоге. В модуле «Плоскостное моделирование»
обучающиеся исследуют периметры различных многоугольников.
Разработка и реализация конструкторских проектов .
В процессе работы над проектами обучающиеся осваивают универсальны
учебные умения: поиск проблемы; формулировка темы; участие в диалоговом общении;
усвоение алгоритма проектной деятельности; пошаговая реализация проекта под
руководством педагога; презентация проекта; выставка ТИКО-поделок.
Модуль «Плоскостное моделирование»
1.1. Знакомство с конструктором. Организация работы (1 ч)
1. Знакомство с конструктором. Организация работы (1 ч).
Виды деталей конструктора. Изучение буклета. Логические задания на замещение
фигур конструктора (см. приложение № 4).
1.2. Классификация (4 ч)
1. Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным
условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры – ромб (6
шт.), прямоугольник (1 шт.), остроугольный треугольник (1 шт.); сконструируйте цветок.
2. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по
заданным условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры маленький квадрат (2 шт.), маленький равносторонний треугольник (1 шт.), ромб (1 шт.);
сконструируйте дом.
8

3. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по
заданным условиям).
Игра «Угощение Зайчонка ТИКО» (см. приложение № 5). Задание для
самостоятельной работы: найдите фигуры – маленький квадрат (3 шт.), равносторонний
треугольник (1 шт.), прямоугольный треугольник (2 шт.); сконструируйте ракету.
4. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по
заданным условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: найдите фигуры –
маленький квадрат (2 шт.), равносторонний треугольник (2 шт.), остроугольный
треугольник (2 шт.), ромб (1 шт.), пятиугольник (5 шт.); сконструируйте собаку.
1.3. Логические задачи (4 ч)
1. Конструирование логического квадрата.
Правильный логический квадрат. Выявление способов конструирования и проверки
логического квадрата (см. приложение № 6).
2. Конструирование логического квадрата.
Конструирование логического квадрата по заданным условиям (по определенным
цветам).
Конструирование по собственному замыслу.
3. Комбинирование по цвету. Конструирование по схеме.
Понятия «комбинация», «комбинирование». Вычисление возможных вариантов
комбинирования фигур по цвету – красный, синий, желтый (см. приложение № 7). Задание
для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Ворона».
4. Комбинирование по цвету. Конструирование по схеме.
Вычисление возможных вариантов комбинирования фигур по цвету – красный,
синий, желтый, зеленый. Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме
– фигуры «Собака».
1.4. Пространственное ориентирование (3 ч)
1. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «между»,
«над», «под», «справа», «слева» (2 ч).
Расположение фигур в пространстве в заданном направлении (см. приложение №5).
Конструирование по собственному выбору – по выбранной схеме.
2. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа»,
«слева», «по диагонали» 1 ч).
Конструирование по заданию педагога - устная инструкция (см. приложение № 3).
Конструирование по собственному выбору – по выбранной схеме.
1.5. Периметр (1 ч)
1. Конструирование фигур и сравнение их периметров.
Конструирование фигур различного периметра из квадратов (см. презентацию
«Периметр»).
1.6. Узоры и орнаменты (1 ч).
1. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.
Понятия «узор», «орнамент». Конструирование узора по заданным условиям:
чередование 3 – 4 цветов; чередование фигур по размеру. Самостоятельная работа:
достраивание симметричного узора по образцу.
1.7. Разработка и реализация конструкторских проектов (2 ч).
Рекомендуемые темы:
1. Проект «Домашние питомцы».
2. Проект «Плотницкие инструменты».
3. Проект «Профессия - врач».
4. Проект «Магазин».
5. Проект «Парикмахерские принадлежности».
6. Проект «Океанариум».
9

7. Проект «Автомобили».
8. Проект «Цветы».
Модуль «Объемное моделирование»
2.1. Объемные фигуры (16 ч)
1. Выделение из окружающего мира и конструирование предметов кубической
формы.
Поиск предметов кубической формы. Конструирование куба (гексаэдра) по образцу.
Самостоятельная работа: фантазия из куба – конструирование предметов окружающего
мира на основе кубической формы.
2. Выделение из окружающего мира и конструирование предметов, имеющих форму
прямоугольного параллелепипеда.
Поиск предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Конструирование прямоугольного параллелепипеда по образцу. Самостоятельная работа:
фантазирование и конструирование предметов, имеющих форму прямоугольного
параллелепипеда.
3. Конструирование треугольной пирамиды. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
Конструирование треугольной пирамиды по образцу. Самостоятельная работа:
конструирование предметов, имеющих форму треугольной пирамиды.
Последующие темы изучаются аналогично.
4. Конструирование четырехугольной пирамиды. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
5. Конструирование пятиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
6. Конструирование шестиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
7. Конструирование восьмиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
8. Конструирование треугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с
аналогичными предметами.
9. Конструирование четырехугольной призмы. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
10. Конструирование пятиугольной призмы. Сопоставление геометрической формы
с аналогичными предметами.
11. Конструирование шестиугольной призмы. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
12. Конструирование восьмиугольной призмы. Сопоставление геометрической
формы с аналогичными предметами.
13. Конструирование октаэдра.. Сопоставление геометрической формы с
аналогичными предметами.
14. Конструирование кубооктаэдра. Сопоставление геометрической формы с
аналогичными предметами.
15. Комбинирование объемных форм.
Конструирование башни на основе комбинирования четырехугольной призмы и
четырехугольной пирамиды.
16. Комбинирование объемных форм.
Конструирование ракеты на основе комбинирования шестиугольной призмы и
шестиугольной пирамиды.
2.2. Разработка и реализация конструкторских проектов (2 ч).
Рекомендуемые темы:
1. Проект «Кукольный уголок» .
2. Проект «Тридевятое царство» .
10

3. Проект «Космос» .
4. Проект «Транспорт

Планируемый результат
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности,
формирование личностного смысла учения;
- осмысление позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- осмысление значения общения для передачи и получения информации;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и
развивающимся мире.
Метапредметные результаты:
- умение вычленять проблему, составлять план действий и применять его для решения
проблемы, прогнозировать результат, осуществлять контроль, коррекцию и оценку;
- первоначальные умения поиска необходимой информации в различных источниках,
проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации;
- умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о
технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать
технологические знания при изучении предметов «Математика», «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;
- коммуникативные умения – умения выслушивать и принимать разные точки зрения и
мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению
в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения,
убеждать в правильности выбранного способа и т. д.;
- первоначальные конструкторско-технологические знания и технико-технологические
умения на основе обучения работе по схемам и алгоритмам;
- формирование навыков элементарного логического мышления, приемами умственной
деятельности;
- формирование навыков начального технического моделирования (при изучении
различных конструкций и их основных свойств - жесткости, прочности и устойчивости);
- формирование навыков взаимодействия в паре, в группе, в коллективе.
Предметные результаты:
В ходе освоения младщими школьниками каждого модуля программы возможно
достижение учебных результатов в области математических знаний, знаний информатики
и знаний предметов окружающего мира.
В модуле «Плоскостное конструирование» младший школьник научится:
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
- ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
- самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие
приемы практической работы, соответствующие заданию;
- оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
11

- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с
инструкцией;
- конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и
конструкции предметов;
- декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;
- выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных
особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры;
- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить
адекватные способы работы по их воссозданию;
- доводить решение задачи до готовой модели;
- генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции.
В модуле «Объемное конструирование» младший школьник освоит основы инженерноконструкторских навыков и научится:
- исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать
результаты исследований в таблице;
- определять форму тела и воспроизводить ее;
- анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;
- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных
деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
- создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий
поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
- подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
- видеть и схематически изображать изометрические проекции геометрических тел;
- выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным
интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую
конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии
с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
- выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных
особенностей, размера и объема геометрического тела.
Формы контроля

-демонстрация и защита модели
- постановка сценарий, сюжета по моделям
- конкурсы между группами
- выставка ученического технического творчества

Методическое обеспечение
Описание периодов обучения
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное
моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их
свойств.
Задачи:
1.
совершенствование навыков классификации;
2.
обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умозаключения на основе проведённого анализа;
12

3.
развитие комбинаторных способностей;
4.
развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из
частей целое;
5.
изучение и конструирование различных видов многоугольников;
6.
исследование «периметра» и «площади» многоугольников;
7.
знакомство с осевой и центральной симметрией, конструирование на основе
симметрии;
8.
овладение навыками пространственного ориентирования;
9.
обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного
проекта;
10.
обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо
освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для
этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. Очень важно сформировать у
учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные
признаки и опускать менее важные детали.
Тематика, предлагаемая для плоскостного проектного конструирования, расширяет
кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки,
градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После каждого проекта
рекомендуется организация выставки ТИКО-поделок.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их
свойств.
Задачи:
1.
формирование целостного восприятия предмета;
2.
выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
3.
изучение и конструирование различных видов многогранников;
4.
исследование «объема» многогранников;
5.
знакомство с изометрическими проекциями многогранников на плоскость;
6.
усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности;
7.
развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному
замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
8.
освоение проектной деятельности.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст
возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах,
схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Обучающиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их
параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более
простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и
др.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения
конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Так, например, для
изучения темы: «План, вид сверху, сбоку» – дети строят старинные замки, крепости или
здание кремля родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы проектных
работ, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с
достижением основной цели, учащиеся узнают много интересного о военном транспорте,
животном мире, истории, архитектуре и т.д. После проведения каждого проекта
рекомендуется организация выставки ТИКО-поделок.
В качестве содержательной базы в данной программе предлагается формирование у
младших школьников элементарных знаний и представлений из области геометрии.
Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно
универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение учащегося
13

специфическими математическими знаниями, а тем более заучивание специальной
терминологии из курса геометрии. Программа предусматривает лишь формирование
представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи
предметного мира с миром природы.
Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования
пространственного мышления младших школьников. Психологи установили возрастной
срок, когда объемное пространственное мышление развивается с реактивной скоростью – 7
– 8 лет. Если дети не решали в это время трехмерные задачи, у них эта способность
отключается. Таким образом, выполняя функцию пропедевтики к курсу геометрии,
программа «Геометрика» через практическую деятельность с конструктором для объемного
моделирования ТИКО знакомит младших школьников с трехмерным моделированием.
Так как в кружке «Геометрика» обучающиеся создают модели объектов реального
мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу
для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Формы и методы
Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом
глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и
эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет
реальные связи со следующими учебными предметами:

родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших
видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование
о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных
высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального
мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на
практическом материале, построение форм на основе элементарных математических
представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);

окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как
универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования;
деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);

технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций,
создание предметов общественно-полезной направленности);

изобразительное искусство (использование средств художественной
выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных
моделей на основе законов и правил дизайна);

информатика (абстракция, логика).
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем,
которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и
образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной
практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы.
Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания
программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого
материала. На начальных этапах первоклассник, например, учится конструировать
плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух
(словесная инструкция).
Затем педагог знакомят детей с различными видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации
простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее
пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
14

3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в
процессе которого ученики делают модели по собственным или совместным проектам.
В процессе занятий обучающиеся много работают со схемами, выполняя задания:
- выбор по схеме комплектующих;
- сбор модели по готовой схеме или силуэтному изображению;
- создание собственной схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по конструированию педагог обращает внимание детей на
понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости
и подвижности.
Методической основой организации обучающихся на занятиях кружка
моделирования «Геометрика» является метод проекта. В соответствии с этим программа
ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность обучающихся;
основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения
приемами конструкторской работы в сторону проектирования конструкций на основе
сознательного и творческого использования приемов и методов моделирования.
Таким образом, программа «Геометрика», методический и дидактический материал,
разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное
внимание и силы обучающихся на реальное развитие творческого созидательного
потенциала личности.
Обучающиеся в процессе конструирования на занятиях кружка моделирования
«Геометрика» получают первоначальные представления о том, что объекты природы и
предметы окружающего мира, сделанные человеком, представлены различными формами
– одни формы похожи между собой, другие отличаются. С этой целью обучающиеся
конструируют и сравнивают простейшие формы, выделяя их из многообразия предметного
мира.
Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию
основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе
которых можно построить их познавательную деятельность. В частности, у
первоклассников недостаточно развита координация мелких движений руки – практическая
работа с конструктором для объемного моделирования ТИКО способствует ускорению и
гармонизации психофизиологического развития ребенка.
Обучающиеся учатся соединять детали конструктора, конструируют фигуры
различными способами, выполняют практические задания. Манипуляции с конструктором
позволяют развивать основные сенсорные процессы.
Когда дети начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в
соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать
творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать
подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую,
без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку
доводить начатое дело до конца. Выработанные на данном этапе приемы работы с
конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать
настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».
С другой стороны, возраст 7 лет является наиболее благоприятным в плане
интеллектуального развития. В этот период дети с удовольствием решают всевозможные
логические задачи, любят головоломки. Программа «Геометрика» насыщена логическими
играми и задачами с конструктором ТИКО, это позволяет наилучшим образом «ввести»
учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к
механическому упражнению для рук. Программа предлагает такую последовательность
занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь
интеллекту.
Значительное место отводится формированию у первоклассников приемов
умственной деятельности и развитию познавательных процессов. Именно практические
15

результаты могут весьма эффективно продемонстрировать ученику, насколько хорошо он
сумел рассмотреть, проанализировать, запомнить то, что предлагает учитель (т.е. выявляют
качество познавательных действий). А потому важно не сводить работу к механическому
повторению, а заставлять детей думать, осуществлять самостоятельную ориентировку в
задании и т.д. Таким образом, выполняя те или иные практические действия, первоклассник
не просто изготавливает поделки, а всякий раз осуществляет активную познавательную
деятельность.
Параллельно с решением разнообразных логических задач программа
предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания
предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку
успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу
впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы
первого класса. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в
особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно
преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.
Для этого в первом классе предусмотрено выполнение тематических
конструкторских проектов, как плоскостных, так и объемных.
Совместное проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как
коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и
управленческая компетентность. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю –
Думаю – Учусь Действовать самостоятельно - Проектирую».
Значительное место в программе занимает геометрический материал. Во-первых,
работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и
сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника
наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности,
подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более
эффективой подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии. Занятия
строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования
ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Конструктор ТИКО
помогает детям в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их
мотивации к учебе, увлекает интересными проектами.
Предусмотренные занятия могут проводится как в смешанных группах, состоящих
из обучающихся разных классов одной параллели; так и в группах - классах.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 8 лет.
Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 1 раз в
неделю, 36 занятия в год.
Продолжительность занятий: 40 минут
Каждое занятие состоит из теоретического блока и практического задания.
Материально-техническое обеспечение


Кабинет «Технологии»



Компьютер LG FLATRON InteI(R) Cort(TM) i3 CPU 560 @ 3.33GHz



Проектор «BenQ»



Экран




Конструктор «ТИКО» – 20 шт.
Наборы электронных и печатных вариантов дидактического материала для
практических работ:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
16



Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Задания на замещение ТИКО-фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задачи.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задачи.
Приложение № 8. Игры с кругами.
Приложение № 9. Исследование фигур.
Приложение № 10. Схемы объемных ТИКО-поделок.
Книжка для учащихся «ТИКО» - конструктор

Список использованной литературы
1.
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у
младших школьников: практические задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.
2.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления
детей. – СПб.: Речь, 2007.
3.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: «АЙРИС-пресс»,
2007.
4.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках
технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век,
2006.
5.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6.
6.
Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры
с логическими блоками Дьенеша). – СПб.: ООО «Корвет», 2008.
7.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. М.: Просвящение, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://www.ticorantis.ru/games_and_activities/tiko_konstruirovanie_v_nachalnoy_shkole/

17

Календарный учебный график на 2020 - 21 учебный год
№
п/
п

Меся
ц

Числ
о

1

09

02

2

09

09

3

09

4

Время
провед
ения
заняти
я
11.4012.20

Форма
занятия

Колво
часо
в

Тема занятия

Место
проведен
ия

Форма контроля

Беседа и
практика

1

Уч.
кабинет

11.4012.20

Игра

1

16

11.4012.20

Игра

1

09

23

11.4012.20

Игра

1

5

09

30

11.4012.20

Игра

1

6

10

07

1

10

14

Практичес
кая работа
Практичес
кая работа

Ознакомление с
конструктором и
безопасной
сборкой.
Игра «комбинат»
конструирование
цветка.
Игра «комбинат»
конструирование
дома.
Игра «комбинат»
конструирование
ракеты.
Игра «комбинат»
конструирование
собаки.
Сборка и анализ.

7

11.4012.20
11.4012.20

8

10

21

11.4012.20

Игра

1

9

10

28

11.4012.20

Игра

1

10

11

11

11

18

Практичес
кая работа
Практичес
кая работа

1

11

11.4012.20
11.4012.20

Знакомство с
конструктором.
Организация
работы.
Классификация
по 1 – 2
признакам – цвет,
форма.
Классификация
по 2 – 3
признакам – цвет,
форма, размер.
Классификация
по 2 – 3
признакам – цвет,
форма, размер.
Классификация
по 2 – 3
признакам – цвет,
форма, размер.
Логические
задачи.
Конструирование
логического
квадрата.
Конструирование
по схеме –
фигуры «Ворона
Конструирование
по схеме –
фигуры
«Собака».
Пространственно
е ориентирование
Соединение
деталей в
заданной
последовательнос
ти - «вверх»,
«вниз», «между»,
«над», «под»,
«справа»,
«слева».

1

1

Уч.
кабинет
Уч.
Кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
кабинет

Конструирование
по заданным
условиям.
Конструирование
по заданным
условиям.
Конструирование
по заданным
условиям.
Конструирование
по схеме.
Конструирование
по устной
инструкции
учителя.

18

12

11

25

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

13

12

02

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

14

12

09

12

16

Практичес
кая работа
Практичес
кая работа

1

15

11.4012.20
11.4012.20

16

12

23

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

17

12

30

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

18

01

13

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

19

01

20

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

20

01

27

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

21

02

03

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

22

02

10

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

23

02

17

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

24

02

24

11.4012.20

Игра

1

25

03

03

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

26

03

10

11.4012.20

Игра

1

1

Соединение
деталей в
заданной
последовательнос
ти - «вверх»,
«вниз», «справа»,
«слева», «по
диагонали».
Конструирование
фигур и
сравнение их
периметров.
Узоры и
орнаменты.
Проект
«Домашние
питомцы».
Проект
«Автомобили».

Уч.
кабинет

Конструирование
по выбранной
схеме.

Уч.
кабинет

Сборка и анализ
работ.

Уч.
кабинет
Уч.
кабинет

Сборка и
выставка работ.
Сборка и
выставка работ.

Уч.
кабинет

Сборка и
выставка работ.

Проект
"Новогодний
маскарад".
Конструирование
предметов
кубической
формы.
Конструирование
предметов
в
форме
прямоугольного
параллелепипеда.
Конструирование
треугольной
пирамиды.
Конструирование
четырехугольной
пирамиды.
Конструирование
пятиугольной
пирамиды.
Конструирование
шестиугольной
пирамиды.
Конструирование
восьмиугольной
пирамиды.
Конструирование
треугольной
призмы.
Конструирование
четырехугольной
призмы.

Уч.
кабинет

Сборка и
выставка работ.

Уч.
кабинет

Конструирование
куба (гексаэдра)
по образцу.

Уч.
кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
Кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
Кабинет

Игра – Защитник
Родины.

Уч.
Кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
Кабинет

Игра – весенние
поздравления.

19

27

03

17

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

28

03

24

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

29

03

31

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

30

04

07

11.4012.20

Игра

1

31

04

14

11.4012.20

Игра

1

32

04

21

04

28

34

05

12

35

05

19

Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа

1

33

11.4012.20
11.4012.20
11.4012.20
11.4012.20

36

05

26

11.4012.20

Практичес
кая работа

1

1
1
1

Конструирование
пятиугольной
призмы.
Конструирование
шестиугольной
призмы.
Конструирование
восьмиугольной
призмы.
Конструирование
башни.

Уч.
Кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
Кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
Кабинет

Сборка и анализ
конструкции.

Уч.
кабинет

Конструирование
ракеты на основе
комбинирования
разных форм.
Конструирование
октаэдра.
Конструирование
кубооктаэдра.
Проект
«Транспорт».
Проект
«Кукольный
уголок»
Проект
«Тридевятое
царство».

Уч.
Кабинет

Игра «комбинат»
конструирование
башни.
Игра –
космические
фантазии.

Уч.
Кабинет
Уч.
Кабинет
Уч.
кабинет
Уч.
Кабинет

Сборка и анализ
конструкции.
Сборка и анализ
конструкции.
Сборка и
выставка работ.
Сборка и
выставка работ.

Уч.
кабинет

Сборка и
выставка работ.

20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».