РП_Отдых и туризм на Урале

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОТДЫХ И ТУРИЗМ НА УРАЛЕ»
Направление «Спортивно-оздоровительное»
Среднее общее образование
5- 6 классы
Список изменяющихся документов

Составитель: Кудрина Н.Н.,
Учитель географии

Екатеринбург
2017

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Отдых и туризм на Урале»
входит в план внеурочной деятельности ООП ООО по спортивно-оздоровительному
направлению. Составлена на основе программы внеурочной деятельности П. В. Степанова,
С.В. Сизяева, Т.С. Сафронова.
Программа рассчитана на 1 год обучения, объемом 96 часов, исходя из 3 часов в
неделю.
Программа ориентирована на учащихся 5 – 6 классов и предполагает набор детей
из разных классов и параллелей.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Отдых и туризм на Урале»
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность:
1.
формировать ценностное отношение к здоровью и здоровью окружающих его
людей;
2.
формировать ценностное отношение к спорту и физкультуре;
3.
формировать ценностное отношение к природе и родному краю;
4.
формировать чувство гордости за свое Отечество;
5.
формировать уважительное отношение к нашему народу, к его истории;
6.
формировать уважительное отношение к труду и к другим людям;
7.
формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его
ограниченном единстве и разнообразии природы;
8.
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
9.
получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия,
сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.).
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования УУД:
1.
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
2.
освоить способ решения проблем творческого и поискового характера;
3.
применять умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4.
применение навыков самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками;
5.
применение опыта управления другими людьми и принятия на себя
ответственности за других людей;
6.
применение опыта волонтерской (добровольческой) деятельности;
7.
принимать участие в работе парами и группами;
8.
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
9.
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное
мнение;
10.
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность:
1.
закрепить знания о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в
горах;
2.
закрепить знания о правильном движении по дорогам,
2

3.
закрепить знания о правилах обращения с огнем, я о правилах обращения с
опасными инструментами;
4.
закрепить навыки общения с незнакомыми людьми;
5.
закрепить знания об основных нормах гигиены;
закрепить знания о способах ориентирования на местности и элементарных
6.
правилах выживания в природе;
7.
закрепить знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к
памятникам истории и культуры, о рисках и угрозах нарушения этих норм;
8.
закрепить знания о действенных способах защиты природы;
9.
закрепить знания о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек;
закрепить знания об основах организации коллективной творческой деятельности.
10.
Содержание курса внеурочной деятельности «Туризм и краеведение»
1. Вводное занятие. (2 часа). Что такое туризм, каково его значение в физическом
и духовном развитии человека. Нормы поведения в туристском коллективе и правила
личной безопасности. Инструктаж по технике безопасности для учащихся.
2. Безопасность юного туриста (2 часа). Викторина о правилах поведения в лесу,
у водоемов; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила
гигиены туриста.
3. Быт, кухня, песни юного туриста (8 часов). Туристское снаряжение: групповое
и личное. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Продукты в походе. Походное меню.
Туристская посуда. Уход за котлами и каннами. Приготовление пищи на костре. Песни
юного туриста. Бардовская и туристская песня. История песни. Обсуждение песни.
Фестиваль «Песни у костра».
4. Основы краеведения. (8 часов) Легенды и были родного края. Интересные
страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое
время, в годы ВОВ и т.п. Местные легенды и мифы. Экскурсия в Краеведческий музей.
Экскурсии к памятникам погибшим солдатам.
5. Поход–знакомство (6 часов). Подготовка к ознакомительному походу: техника
безопасности, правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цели и маршрут
ознакомительного похода. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному
маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным
туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности,
заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной
одеждой и обувью и т.п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода:
самочувствие туристов, полученные впечатления, проведенная работа и т.п.
6. Навыки туриста. (6 часов). Ориентирование на местности. Компас и его
назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты.
Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой.
7. Топография (2 часа). Топографическая карта. Топографические знаки.
Топографическая викторина.
8. Туристские узлы и их назначения (4 часа). Узлы, их назначение и применение в
походе. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется –
узелок развяжется».
9. Школа выживания (10 часов). Преодоление препятствий. Виды препятствий.
Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п.
3

Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов.
Переправа по кочкам и гатям.
10. Туристский слет (4 часа). Совместная подготовка, проведение и анализ
проведения спортивно-туристского и краеведческого слета.
11. Туристская стенгазета (2 часа). Совместная подготовка, изготовление и
презентация стенных газет, посвященных экскурсиям и походам.
12. Природоохранные акции (6 часов). Совместная подготовка и проведение
природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка
родников.
13. Походы выходного дня (14 часов). Совместная подготовка, проведение и
последующий анализ походов выходного дня осенью, зимой, весной.
14. Многодневные походы (22 часа). Предварительный сбор группы. Разработка
маршрута. Оформление документации, необходимой для совершения многодневного
похода. Подготовка к походу: техника безопасности, правила гигиены, групповое и
личное снаряжение; цели маршрута. Изучение карт и краеведческого материала,
связанных с маршрутом. Сборы и проверка готовности. Совершение пешего
многодневного похода по маршруту. Итоговый анализ. Фотоотчет.
Формы организации: походы, акции, проекты, состязания, туристические слеты.
Виды деятельности: спортивно-оздоровительная деятельность, познавательная
деятельность, туристическо-краеведческая деятельность, досугово – развлекательная
деятельность (досуговое общение), творческая деятельность, проблемно-ценностное
общение.
Тематическое планирование курса «Туризм и краеведение»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Темы
Вводное занятие
Безопасность юного туриста
Быт, кухня, песни юного туриста
Основы краеведения
Поход–знакомство
Навыки туриста
Топография
Туристские узлы и их назначения
Школа выживания
Туристский слет
Туристская стенгазета
Природоохранные акции
Походы выходного дня
Многодневные походы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2
2
8
8
6
6
2
4
10
4
2
6
14
22
96

1
1
2
4
0,5
2
2
0,5
0
0
0
0
0
0
13

1
1
6
4
5,5
4
0
3,5
10
4
2
6
14
22
83

4

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».